Правосудие переходного периода требует законодательного закрепления понятий «деоккупация» и «коллаборационизм» — прокурор АРК Мамедов

Новости
Прокуратура АРК Фото: investigator.org.ua

Необходимо подготовить кадровые резервы к моменту деоккупации и определиться с допустимостью признания сделок и судебных решений, оформленных в период оккупации не по украинскому законодательству.

Об этом главному редактору ИА «Центр журналистских расследований» Валентине Самар сообщил в интервью для издания ZN.UA прокурор Автономной Республики Крым Гюндуз Мамедов.

Воссозданные правоохранительные органы Автономной Республики Крым являются элементом правосудия переходного периода и готовят материалы для грамотного и четкого проведения процессов люстрации и примирения после деоккупации полуострова, говорит прокурор. По его словам, правосудие переходного периода — это судебные и несудебные процессы, попытка адаптации общества после грубых массовых нарушений прав человека.

«После деоккупации будут происходить разного рода процедуры, будут созданы специальные государственные институты, например, по люстрации. Должны, в теории, создаваться институты примирения. Для того, чтоб эти все процессы грамотно и четко происходили, мы эту основную работу по документированию фактов делаем уже сейчас. В том числе, чтобы не выдумывали и не интерпретировали события, которые на самом деле не происходили», — рассказывает Гюндуз Мамедов.

Он также назвал основные вопросы, которые нужно решить в процессе подготовки к деоккупации Крыма:

«Что касается юстиции, я бы сказал, что  необходимо законодательно закрепить сами понятия «деоккупация» и «коллаборационизм». Это подготовка кадровых резервов к моменту деоккупации. Откуда брать целую армию государственных служащих в случае проведения люстрации на территории после ее деоккупации? Это репарации. Это возмещение ущерба. Признавать ли сделки, которые происходили во время оккупации? Это правосудие, которое там вершилось. А оно вершилось, и оно по всем международным договорам должно вершиться на оккупированной территории. Кроме преследования по политическим, религиозным и иным нарушающим права человека мотивам. Вот эти все моменты нам предстоит законодательно закрепить».

Напомним:

  • Прокурор АРК Гюндуз Мамедов считает, что сотрудники украинских следственных органов должны учиться правильно квалифицировать военные преступления.
  • Международный уголовный суд может начать официальное расследование военных преступлений РФ в оккупированном Крыму уже в 2019 году.
  • Украинские следственные органы впервые в отечественной юридической практике применили Третью Женевскую конвенцию для квалификации действий России в отношении военнопленных украинских моряков.