Правозащитники считают некорректной квалификацию Офисом генпрокурора Украины одного из преступлений, указанного в обвинительном акте в отношении восьми лиц – руководителей российской оккупационной администрации в Крыму и Севастополе, который был направлен ОГП в суд после завершения следствия Службой безопасности Украины.
Об этом говорится в заявлении Украинской правовой консультативной группы (ULAG, Ukrainian Legal Advisory Group).
«Речь идет о создании преступной организации (ст. 255 УК), в составе которой 8 высокопоставленных чиновников АРК действовали с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя или захвата государственной власти (ст. 109 УК), посягательства на территориальную целостность и неприкосновенность Украины (ст. 10 УКУ), а также государственной измене (ст. 111 УКУ) … Статьи 109-111 УКУ часто встречаются в практике квалификации событий в Крыму, однако ст. 255 УКУ стала своеобразной «новеллой» и вызвала много вопросов», — отметили правозащитники.
В ULAG пояснили, почему ст.255 является ложной квалификацией преступления, совершаемого в условиях вооруженного конфликта.
«Из сообщения и контекста событий совершенно не очевидно, действительно ли существовала преступная организация: устойчивое иерархическое объединение, существующее для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, и члены которой действуют в интересах такой организации. Это «обычное» преступление мирного времени, не учитывающее контекст международного вооруженного конфликта (позиция, которую сегодня отстаивает Украина по поводу событий в Крыму) и игнорирует роль РФ как инициатора и организатора оккупации», — обращают внимание правозащитники на информацию, опубликованную Офисом генпрокурора.
В ULAG считают, что подобная квалификация преступления была необязательной, поскольку каждого обвиняемого можно привлечь к ответственности индивидуально.
«Данные действия могут подпадать под статью 437 УКУ, в частности в ч.1 – планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны или вооруженного конфликта, а также участие в заговоре, который направлен на совершение таких действий. Ст. 437 соответствует контексту международного вооруженного конфликта. Квалификация преступлений должна осуществляться в соответствии с характером происходящего конфликта. Эта статья не имеет срока давности (в ст.255 – 10-15 лет), что может стать важным фактором, поскольку рассмотрение таких сложных и масштабных дел может занимать годы, если не десятилетия. Каждое событие и преступление на Востоке и Крыму имеют свои особенности и контекст. Важно учитывать их в процессе квалификации преступлений и не путать разные события между собой», — отмечают правозащитники.
Как убеждены в ULAG, некорректная квалификация – не просто абстрактная «юридическая ошибка». «Она прямо уменьшает шансы на привлечение к ответственности и усугубляет системные проблемы правосудия в условиях вооруженного конфликта. Все это в конечном счете только усиливает безнаказанность и никоим образом не приближает нас к миру», – говорится в заявлении.
Напомним:
- 29 декабря 2021 года СБУ при процессуальном руководстве Офиса генерального прокурора завершила расследование в отношении 8 бывших чиновников АР Крым по факту совершения действий, направленных на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти, посягательства на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, организации. Обвинительный акт в отношении коллаборантов направлен Офисом генпрокурора в суд.
- Речь идет о следующих гражданах Украины: Сергей Аксенов, экс-депутат Верховной Рады АР Крым, в дальнейшем так называемый председатель «Совета Министров Республики Крым»; Наталья Поклонская, бывший прокурор Генеральной прокуратуры Украины, в дальнейшем так называемая «прокурор Республики Крым»; Владимир Константинов, эксглава Верховного Совета АР Крым, в дальнейшем так называемый глава «Государственного Совета Республики Крым»; Юрий Дойников, севастопольский городской голова; Сергей Абисов, экс-начальник отдела уголовного розыска Симферопольского горуправления ГУ МВД Украины в АР Крым, в дальнейшем так называемый «министр внутренних дел Республики Крым»; Рустам Темиргалиев, бывший депутат Верховного Совета АР Крым, в дальнейшем так называемый «первый заместитель председателя Совета Министров Республики Крым»; Виктор Мельниченко, начальник штаба Азово-Черноморского регионального управления Госпогранслужбы Украины, в дальнейшем так называемый начальник «Пограничной службы Республики Крым»; Петр Зима, бывший начальник управления СБУ в Севастополе, в дальнейшем так называемый «начальник ФСБ в Республике Крым».