Журналисты программы «Схемы» (проект Радіо Свобода и UA:Перший) получили в свое распоряжение аудиозапись совещания в кабинете чиновника государственного «Энергоатома», участники которого обсуждают, как скрыть факты исчезновения части средств на строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива в Чернобыльской зоне отчуждения.
Это стратегически важный для усиления независимости от России объект, сроки запуска которого в очередной раз сорвали в конце 2021 года, сообщает Радіо Свобода.
«Вы же понимаете, что деньги ушли, проданы, сп***ены и так далее. Надо находить другие источники финансирования и причем их нужно как-то узаконить. Как? Мы еще не совсем понимаем», — говорит голос, похожий на голос Николая Божко, руководителя «Атомпроектинжиниринга», обособленного подразделения «Энергоатома», выступающего заказчиком строительства от государства.
В расследовании «Схем» говорится, что менеджмент «Энергоатома», назначенный при президентстве Владимира Зеленского, в декабре 2020 года публично заявлял о «почти 100% готовности объекта», но в то же время для завершения строительства заключил непубличный договор на 422 миллиона гривен с новым частным подрядчиком фирмой «КБР», привлеченной без проведения тендера.
Руководство государственной компании не предоставило по запросу журналистов ни сам договор, ни смету предусмотренных им расходов. «Схемы» обнаружили, что в течение 2021 года «Энергоатом» непублично перечислил этой частной компании уже более 1 миллиарда гривен на завершение строительства хранилища, которое до сих пор не ввели в эксплуатацию.
По данным журналистов, этот разговор состоялся 28 декабря 2020 года в кабинете руководителя подразделения «Энергоатома» Николая Божко в присутствии частных подрядчиков и субподрядчиков, которые до этого долгое время осваивали государственные средства на строительство хранилища в Чернобыле.
Из разговора следует, что часть средств исчезла, и чиновник «Энергоатома», назначенный уже при президентстве Зеленского, советуется, как это скрыть — «закрыть дыры» через старую закупку и старого подрядчика, или через нового подрядчика, привлеченного им непублично — компанию. КБР».
«У меня есть дыры, которые проще залатать с той стороны, чем с этой. Потому что дыры бывают разные. Поэтому слушайте внимательно, прекратите паниковать», — говорит голос, похожий на голос Божко.
«Мы будем сильно напрягаться для того, чтобы максимально вас вытащить, потому что вытянув вас, мы вытащим себя. Нам вашей крови не нужно», — продолжает он, обращаясь к представителям частных фирм, с 2017 года работавших на объекте.
В разговоре звучит конкретный пример — закупка одного из ключевых элементов хранилища, системы контроля радиации.
«Вам за систему радиационного контроля дополнительно заплатили 22. Правильно ли я понимаю? Мне нужно было вас выручать и себя выручать, и потому мы там пошли на реальные нарушения. Мы заплатили деньги вам нецелевые. До первой проверки», — говорит голос, похожий на голос руководителя «Атомпроектинжиниринга».
Журналисты «Схем» получили налоговые отчеты, подтверждающие, что накануне этого разговора в период с 17 по 21 декабря 2020 года субподрядчик строительства «Укрэнергомонтаж» получил дополнительные 22 миллиона на системы радиационного контроля — но уже от нового генподрядчика, привлеченного при новой власти — фирмы «КБР».
«В разговоре Божко сам признает, что это нецелевые расходы — поскольку «Энергоатом» уже закупал систему радиационного контроля — через бывшего подрядчика строительства «Укрстроймонтаж». А теперь деньги на это пошли через нового исполнителя. Хотя декабрьский контракт с ним не предусматривал покупки этой системы», — говорится в расследовании.
- В 2021 году Украина официально заявила, что перестала вывозить отработанное ядерное топливо из украинских АЭС в РФ. Ранее, по данным «Энергоатома», — государственного оператора украинских АЭС, — Украина ежегодно платила за это РФ 150-200 миллионов долларов. В начале 2000-х украинские власти решили построить собственное Централизованное хранилище. Лишь в 2017 году «Энергоатом» начал строительство, но ввод в эксплуатацию постоянно переносится. Последняя дата сдачи объекта в эксплуатацию, которую озвучило руководство — март 2022 года.