Двенадцать стран, входящих в формат Нордично-Балтийской восьмерки «плюс», договорились усилить мониторинг судов, которые могут принадлежать к так называемому «теневому флоту» России и отвечать за транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов по морю, обеспечивая доходы российскому правительства.
Об этом говорится в совместном заявлении, опубликованном правительством Эстонии.
Страны региона Балтийского и Северного морей отныне будут требовать подтверждения страхования от судов, которые вызывают подозрение и проходят через стратегически важные морские участки, в частности пролив Ла-Манш, Датские проливы, воды между Данией и Швецией, а также Финский залив.
«Собранная информация о судах, которые отказываются отвечать на запросы, будет анализироваться совместно с нашими международными партнерами», – говорится в документе.
Участники формата подчеркнули свою решимость бороться с «теневым флотом», поддерживающим российскую агрессию против Украины. Они планируют привлекать санкционные механизмы для привлечения к ответственности судовладельцев, способствующих войне России.
В формат «Нордично-Балтийская восьмерка плюс» входят страны Балтии, Великобритания, Дания, Исландия, Нидерланды, Германия, Норвегия, Польша, Финляндия и Швеция.
Напомним:
- Совет Европейского союза одобрили 15-й пакет санкций в отношении России. Совет ЕС добавил 52 судна в список тех, на которые распространяется запрет на доступ к портам и запрет на предоставление широкого спектра услуг, связанных с морским транспортом. Эта мера направлена на танкеры, не принадлежащие к ЕС, которые являются частью теневого флота Путина, который обходит механизм ограничения цен на нефть или поддерживает энергетический сектор России, или суда, отвечающие за транспортировку военного оборудования для России или участвующих в транспортировке украденного украинского зерно. Сегодня общее количество судов, к которым применены санкции ЕС, достигает 79.
- За данными мониторинговой группы BlackSeaNews и ее руководителя Андрея Клименко, в сентябре 2024 года из 99 танкеров, перевозивших сырую нефть РФ из портов Балтийского моря, только 37 (т.е. 37,4%) находятся в «серых списках» международных меморандумов портового контроля. Владельцы 30% танкеров-перевозчиков из стран ЕС, самый большой «массив» принадлежит Греции – 29 танкеров.