Следы пробоин от осколков на фюзеляже и свидетельства очевидцев дают основания полагать, что имело место внешнее вмешательство в работу самолета Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL), разбившегося 25 декабря в Казахстане недалеко от города Актау. Правительство Азербайджана ожидает официального признания со стороны России, что ее система противовоздушной обороны «Панцирь-С1» сбила самолет.
О причинах авиакатастрофы журналистам сообщил министр цифрового развития и транспорта Азербайджана Рашад Набиев, передает издание Report.
По его словам, сразу после крушения самолета Embraer 190 авиакомпании AZAL, по поручению президента Азербайджана Ильхама Алиева была создана специальная комиссия. Члены комиссии выехали в Актау в Казахстане для детального изучения обстоятельств аварии и состояния пострадавших. Они осмотрели место происшествия и встретились с гражданами.
Набиев отметил, что выжившие пострадавшие пассажиры и бортпроводники сообщили, что слышали звук взрыва над Грозным. «Один из бортпроводников получил ранение руки. Также из кадров из социальных сетей и СМИ видно, что одна женщина получила травмы руки и ноги. На крыле самолета обнаружены отверстия, а внутри воздушного судна зафиксированы повреждения фюзеляжа и следы от осколков. Пострадавшие граждане России также сообщили, что слышали три взрыва над Грозным. По их словам, звуки взрывов раздавались снаружи, после чего что-то ударило по самолету», – сказал министр.
Он добавил, что после аварии в прессе звучала версия о столкновении самолета с птицами. «Однако предварительные выводы экспертов указывают на наличие внешнего вмешательства. Об этом свидетельствуют вид обломков самолета на земле и свидетельства очевидцев. Тип оружия, использованного при вмешательстве, будет установлен следствием», — отметил Набиев.
Он отметил, что при анализе траектории полета самолета можно увидеть, что он сменил курс на Актау через Махачкалу. «Кроме этого, следствие установит, по какой причине пилот принял решение об аварийной посадке. Также нужно прояснить вопрос с отключением GPS на борту самолета», – сказал министр.
Он подчеркнул, что казахстанские официальные лица ссылаются на версию о взрыве кислородного баллона, выдвинутую диспетчером в Ростове. «Мы считаем, что необходимо проверить достоверность этой информации, поскольку она предоставлена заинтересованной стороной. В то же время, факты, такие как звуки взрывов, доносившиеся снаружи самолета, опровергают эту версию», — добавил чиновник.
Как пишет агентство Reuters, источник, осведомленный с предварительным расследованием, сообщил, что правительство Азербайджана ожидает официального признания со стороны России, что ее система противовоздушной обороны «Панцирь-С1» сбила самолет авиакомпании Azerbaijan Airlines рейса Баку — Грозный, потерпевший катастрофу в Казахстане.
Он указал, что связь самолета была парализована системами радиоэлектронной борьбы на подходе к Грозному.
«Никто не утверждает, что это было сделано намеренно. Однако, учитывая установленные факты, Баку ожидает от российской стороны признаний в сбыте азербайджанского самолета», – сказал источник.
Напомним:
- 25 декабря 2024 года пассажирский самолет Embraer 190 авиакомпании AZAL, выполнявший рейс J2-8243, разбился вблизи города Актау в Казахстане. Погибли 38 из 67 человек, находившихся на борту самолета. Embraer летел из столицы Азербайджана Баку в Грозный на юге Чечни, а затем отклонился от курса на сотни километров над Каспийским морем.
- По информации источников в азербайджанском правительстве, предварительное следствие установило, что самолет повредила российская ракета класса «земля-воздух». На момент поражения над Грозным ПВО сбивала беспилотники, в то же время воздушное пространство по неизвестным причинам россияне не закрыли. Экипаж просил об аварийной посадке, однако россияне запретили поврежденному самолету приземляться на своих аэропортах и приказали лететь через Каспийское море в Актау в Казахстане. При этом во время полета над Каспием российские средства РЭБ глушили навигацию самолета.