С 2023 года Центр журналистских расследований регулярно проводит мониторинг активности российских окупантов в захваченных украинских портах на Азовском море, документируя военные преступления РФ.
В частности, вместе с коллегами и единомышленниками за это время удалось идентифицировать два десятка судов так называемого теневого флота России, зафиксировать факты кражи и перевозки украинского зерна для дальнейшей перевалки в Крым, порты РФ, или и напрямую в Турцию.
Как говорится, чтобы никто не был забыт, Центр журналистских расследований создал перечень пиратского флота России в Азовском море. В этот перечень вошли сухогрузы, которые за время оккупации были зафиксированы в портах Бердянска и Мариуполя, а также балкеры, которые в Азовском море более чем на три дня выключали системы идентификации судов – это грубое нарушение правил международного судоходства и явным признаком незаконных мер в оккупации Россией украинские порты.
Таких судов собралось уже почти два десятка и эта работа будет продолжаться.
Електронна таблиця без назви — Аркуш1“Продолжают использовать азовские порты Украины для того, чтобы вывозить награбленное. Как ни странно, они до сих пор находят, что оттуда вывезти. Используют для этого обычно или теневой флот, который фактически «не ходок» в нормальные порты. То есть, для того чтобы просто перебрасывать из Мариуполя и из Бердянска в свои порты что-то, выключают AIS”, – рассказывал “Укринформ” 3 июня руководитель прессцентра Сил обороны Юга Дмитрий Плетенчук.
Однако большинство судовладельцев, чьи балкеры были пойманы с поличным, до сих пор не под санкциями, как и суда-нарушители свободно ходят не только «внутренним» Азовским морем, но и Черным и Средиземным.
Например, фокус с изменением названия судна россияне провернули с балкером Pawell, который с сентября 2023 года сменил владельца и стал называться Cometa (IMO: 8315499) и свободно ходит в международных водах.
А этот сухогруз под сирийским флагом еще в середине сентября 2022 года одним из первых вывез в Турцию 2500 тонн украинского зерна, которое погрузили в порту временно оккупированного Бердянска, загрузило и направилось в Турцию. Весь пиратский путь судна отследил в документальном фильме «ZERNO» наш коллега Осман Пашаев.
После этого «Pawell» попал под международные санкции, но став под флаг Камеруна с названием «Cometa», очевидно, избегает запретов и ограничений. И это уже 10 смена названия этого балкера, как и места регистрации судна.
С сентября 2023 года сухогруз принадлежит Cometa Shipping Ltd из Сейшела, но с юридическим адресом в Стамбуле. Компании принадлежит только судно “Cometa”/“Pawell”
А вот судно Zhibek Zholy компании TOO ‘KTZ Express Shipping’, которое летом 2022 года так же с поличным поймали в порту Бердянска, вообще не попало под санкции, название не меняло, а лишь флаг – с российского на казахский.
В конце весны 2024 рашисты начали расширять свой теневой флот за счет сухогрузов, украденных в порту Мариуполя 2022 года. Орудующая здесь пиратская эскадра обычно состоит из четырех балкеров класса «река-море»: РМ-3,
STK-1016, STK-1003 и Междуреченск. Однако в мае и июне заходили уже и куда более крупные суда, которые пока не удалось идентифицировать.
А в ближайшее время к отряду мародеров присоединится сухогруз «Таганрог» — украденное либерийское судно Smarta, которое оккупанты на глазах у всего мира нагло «отжали» летом 2022 года, сразу после полной оккупации города. Продолжительное время балкер стоял в порту посеянно его отремонтировали, покрасили, повесили флаг и переименовали из “Smarta” на Таганрог. Единственное, что не успели – замазать номер IMO. Судно готовят для выхода из порта, сообщает советник мэра Петр Андрющенко.