Разлив мазута из танкеров «Роснефти» вызвал в Черном море экологическую катастрофу, которой можно присвоить региональный уровень. Оценить масштабы загрязнения и причиненный вред окружающей среде и живой природе пока невозможно, но уже очевидно, что оно угрожает сокращением популяции крупной рыбы и млекопитающих – афалин и азовок.
Об этом в интервью Центру журналистских расследований сообщил Евгений Хлобыстов, профессор, декан факультета естественных наук Киево-Могилянской академии.
Ученый считает, что после того, как штормы и течение разбили мазутные пятна на мелкие шарикообразные фракции, их могут поглощать крупные рыбы и млекопитающие – дельфины и афалины. Это может быть причиной их гибели.
Наиболее опасно мазутное загрязнение для крупной рыбы и млекопитающих – для дельфинов, акул, афалин и крупных по размеру рыб. Мазут формирует фракцию – маленький шарик размером от 0,5 до 1 см в диаметре. Мелкая рыбка не сможет его проглотить, а большая – сможет. Это повлечет за собой проблемы для ее пищеварительной системы и в конце концов приведет к гибели. Ученые предполагают, что аномальное количество погибших дельфинов, наблюдаемое последние две недели в Черном море, вызвано именно тем, что они попали под влияние таких остатков мазута. Эта катастрофа может быть причиной очень специфического сокращения биоразнообразия крупных представителей фауны Черного моря, — говорит ученый.
Евгений Хлобыстов также замечает, что за годы российской милитаризации региона и агрессии против Украины популяция китообразных в Черном и Азовском морях сокращается, потому что дельфины очень чувствительны к подводным лодкам и военным действиям. За время полномасштабного вторжения России в Украину ученые наблюдают сокращение популяции дельфинов. Однако, пока война не закончится, невозможно будет провести независимое исследование, чтобы установить последствия загрязнения и военных действий на море, поскольку Россия не допустит независимую международную комисию.
Между тем, утечка мазута из затонувшего и севшего на мель российских танкеров продолжается. Последствия вызванной Россией катастрофы могут ощутить в Одессе, а также Румынии и Болгарии, хотя и в меньших объемах, чем на побережье Крыма или Краснодарского края.
Текстовую версию интервью Евгения Хлобистова в эфире программы «Вопрос национальной безопасности» с Валентиной Самар читайте по ссылке.
Напомним:
- 15 декабря 2024 года в Керченском проливе, где бушевал шторм, потерпели крушение российские танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Суда перевозили 9,2 тысяч тонн мазут с нефтеперерабатывающих заводов «Роснефти» в порт «Кавказ». С затонувшего судна «Волгонефть 212» эвакуировали 13 моряков, один из которых погиб.
- Из танкеров, по российским данным, в море вылилось 40% перевозимого мазута, вследствие чего образовалось гигантское масляное пятно. Пятна мазута распространились по оба берега Керченского пролива и достигли южного и западного побережья Крыма.
- О первых последствиях экологической катастрофы для экосистемы Черного и Азовского морей читайте в материале ЦЖР:«Мазутные курорты. Как российская алчность и безнаказанность убивает живую природу».