Во вторник вечером президент Петр Порошенко объявил, что Украина подала новую жалобу на действия России в Международный трибунал ООН по морскому праву. Дело должно быть рассмотрено срочно – по крайней мере, на это рассчитывают в украинском МИД. И опыт этого трибунала в подобных делах свидетельствует, что уже через месяц можно рассчитывать на промежуточное решение.
Главная официальная цель иска – освободить украинских моряков, которых незаконно удерживают в РФ, а также захваченные украинские корабли.
Есть и другие ожидаемые последствия решения, о которых не говорят официально, но которые также крайне важны. Среди прочего, решение трибунала ООН может поставить точку в дискуссии, что же за состояние сейчас у нас в отношениях с Россией с точки зрения международного права – продолжающийся вооруженный конфликт или «мирное» сосуществование.
«Европейская правда» разобралась, с чем обратился Киев в трибунал и на что стоит рассчитывать Украине, и подготовила ответы на основные вопросы.
Что за суд?
Сначала – кратко о главном.
Во вторник Украина подала новый иск против России. На этот раз – в Международный трибунал ООН по морскому праву, который расположен в Гамбурге.
Это – еще один международный суд, где Украина попытается заставить Кремль освободить украинских моряков, захваченных во время нападения на военные корабли в Керченском проливе (как известно, другой процесс проходит в Страсбурге, в Европейском суде по правам человека).
Ключевое отличие «гамбургского» иска – то, что в нем решение можно получить уже через месяц.
«В пределах двух недель состоятся слушания и в течение еще двух недель после этого выносится решение», – ожидает Елена Зеркаль, заместитель главы МИД, которая ведет это дело с украинской стороны.
Это – беспрецедентная скорость для международных судов.
Например, в Суд ООН в Гааге, где Украина доказывает нарушение Россией прав меньшинств в Крыму, а также поддержку ею террористов на Донбассе, Киев подал документы в январе 2017 года, а решение о приемлемости иска и о временных мерах появилось в апреле – и этот срок считали очень коротким (рассмотрение этого дела по существу продолжается до сих пор, только летом этого года в суде состоятся слушания по делу).
А главное – то, что даже первое, «промежуточное» решение – конечно, если суд встанет на нашу сторону – должно обязать Россию выполнить главное требование Киева. «Мы рассчитываем на принятие решения трибунала о немедленном освобождении и возвращении в Украину наших моряков и кораблей», – заявила Зеркаль.
Ожидания МИД выглядят вполне реальными. В практике ITLOS, то есть этого трибунала, шесть лет назад было похожее дело – Нидерланды судились с Россией после того, как российский спецназ захватил судно Arctic Sunrise с активистами GreenPeace, проводившими акцию протеста в Баренцевом море.
ITLOS получил иск от Нидерландов, под флагом которых шел захваченный корабль, 21 октября 2013 года, а уже 22 ноября вынес первое решение, постановив, что активистов и корабль нужно освободить.
Почему так тянули?
Очевидный вопрос: если этот суд может так быстро освободить украинских пленных, то почему же Киев не обратился туда раньше? Неужели это «выборы животворящие» так повлияли на действия украинских дипломатов?
У «Европейской правды» достаточно данных, чтобы с уверенностью утверждать: ни выборы, ни результат Порошенко в первом туре здесь точно ни при чем. Работа над этим иском велась по меньшей мере с начала года, и формальные процедуры шли еще более месяца назад.
«15 марта мы обратились к россиянам по поводу проведения официальных консультаций по этому иску. Они должны были ответить в течение 10 дней, а ответили нам, сообщив о готовности к консультациям, только 12 апреля. Это не помешало нам направить им сообщение о споре», – рассказал собеседник «Европейской правды», причастный к подготовке иска.
Тактика РФ по затягиванию всех консультаций и переговоров с Украиной хорошо известна нашему МИД. Именно так россияне выигрывают неделю за неделей, месяц за месяцем и оттягивают принятие решений, которые вполне могут быть не в их пользу. Вот только в этом трибунале такая тактика не сработала: по его правилам Украина смогла подать иск еще до встречи с представителями РФ, которая, к слову, может пройти в Гааге ровно через неделю, 23 апреля.
Но наибольшую задержку вызвали даже не россияне, а… западные друзья Украины.
Идея Украины судиться с РФ в этом трибунале не сразу нашла их поддержку. «Пришлось изрядно поработать с международными партнерами. На это ушло несколько месяцев», – рассказал один из собеседников. Дело в том, что партнеры сначала считали дело проигрышным. В конце концов, их удалось убедить, и благодаря их советам – усовершенствовать формулировку иска.
Война или мир
Иск Украины основывается на том, что россияне нарушили один из ключевых принципов морского права – иммунитет военных кораблей и их экипажей. Поэтому задержание украинцев 25 ноября является прямым нарушением норм Конвенции ООН по морскому праву.
Казалось бы, победа очевидна… но есть нюансы.
Читатели могли обратить внимание, что в этом тексте ЕвроПравда ни разу не употребила слово «военнопленные» – хотя мы, несомненно, по-прежнему считаем, что наши моряки имеют такой статус. Дело в том, что именно в этом иске Украина не апеллирует к такому статусу наших моряков. Более того, этот статус – главная причина, по которой партнеры поначалу советовали нам не идти в суд.
«У многих юристов вызвала сомнение возможность использования «морской» конвенции именно потому, что мы сразу признали своих моряков военнопленными», – пояснил ЕвроПравде один из соавторов украинского иска.
Дело в том, что и суд ITLOS, и «Морская конвенция» – инструменты мирного времени.
Если упрощенно: когда между странами идет война, то моряки имеют право и стрелять, и захватывать друг друга.
В этой ситуации действуют совсем другие конвенции ООН (так называемое международное гуманитарное право), в которых не предусмотрено судебных процедур, способных быстро привлечь Россию к ответственности.
В МИД, тем не менее, убеждены, что все равно имеют сильную позицию в суде.
Там подчеркивают, что Украина не отказывается от признания своих моряков военнопленными. Но оспариваются действия России – а Москва делает все, чтобы отрицать их военный статус. В Кремле постоянно подчеркивают, что это не военнопленные, а «нарушители границы»; моряков судят не в военных, а в обычных судах; у них вопреки «военным» конвенциям забрали военную форму; они содержатся в общих следственных изоляторах и т.д.
Но еще важнее – то, что России крайне невыгодно признавать «военную» составляющую конфликта.
«Если россияне признают, что мы в состоянии войны – тогда действительно смогут избежать применения морского права. Но не зря они столько лет подряд отрицают любой военный конфликт – это разрушит их легенду о «крымнаш» и «внутреннем конфликте на Украине», – поделился размышлениями с ЕвроПравдой один из юристов, знакомый с деталями иска.
Более того, признание одним из международных судов факта вооруженного конфликта Украины и России может привести к утрате Москвой права вето в Совбезе ООН!
«Если они – сторона конфликта, то не могут участвовать в голосованиях в СБ ООН относительно Украины», – напомнил другой собеседник.
По сути, в ближайшие две недели, то есть до назначенной судом даты слушаний, Россия должна сделать выбор, что именно она нарушает – морскую конвенцию ООН или международное гуманитарное право.
Или если проще – выбрать статус «войны» или «мира» с Украиной с точки зрения международного права.
И что дальше?
Конечно, все эти прогнозы исходят из предположения о том, что Украина выиграет иск. Произойдет ли это – узнаем через месяц, но шансы выглядят действительно неплохими. К примеру, в уже упомянутом деле Arctic Sunrise суд в промежуточном решении почти единогласно встал на сторону моряков, обязав РФ их отпустить.
19 судей тогда проголосовали за, и лишь двое – против. Это были судьи от… Украины и России! Да, это был 2013 год, и украинского судью назначала тогдашняя власть, но совпадение позиций – очень показательно.
Кстати, будет интересно посмотреть, какое мнение выскажет этот же судья Маркиян Кулик (он до сих пор работает в трибунале) при рассмотрении украинского иска.
Могут ли россияне проигнорировать решение трибунала? К сожалению, могут.
Но даже принятое, но не выполненное решение станет для Украины победой.
Во-первых, это поможет нам в других судебных процессах против России. «Невыполнение решения трибунала станет иллюстрацией того, как россияне «уважают» международное право, при рассмотрении нашего основного дела в арбитраже ООН по морскому праву», – поделился размышлениями один из собеседников.
Во-вторых, решение трибунала станет предохранителем от попыток России «продать» Киеву освобождения пленных моряков в обмен на какие-то уступки с украинской стороны (а попытки такой торговли с российской стороны вполне предсказуемы).
И наконец, не стоит списывать со счетов тот вариант, что решение все же выполнят и пленники вернутся домой. Это может произойти через два месяца, во время очередных слушаний в России о продлении срока их содержания под стражей.
В конце концов, российские судьи не могут не учитывать решение международного трибунала. Конечно, если они хотят делать вид, что Россия остается правовым государством, хотя бы на международной арене.
Источник: Европейская правда