Почему опасно жить в центре Ялты

Публикации

Несколько лет назад ялтинский санаторий им. С. М. Кирова почти незаметно уплыл из государственной собственности в частные руки. При этом на территории санатория проживают люди, некогда собственными руками строившие здравницу. Их судьба оказалась в руках новых владельцев санатория, которые стремятся получить в собственность целостный имущественный комплекс санатория, и поэтому проживающие на территории санатория люди оказались досадной помехой. По крайней мере, именно так себя ощущают 20 семей, почти 30 лет проживающих возле санатория имени С. М. Кирова в Ялте.

Чтобы отстоять свое право жить в собственной приватизированной квартире, Юрий Сафонов уже второй десяток лет регулярно обращается в прокуратуру, суд, другие инстанции — вплоть до администрации президента. За долгие годы мытарств у семьи Сафоновых скопился колоссальный архив, по которому можно легко проследить новейшую историю санатория им. С. М. Кирова, его банкротство и уход за сущие гроши из государственной собственности в частную, а вместе с тем – необоснованные претензии нынешних владельцев санатория на чужую частную собственность.

Еще в 1990 году согласно техническому паспорту территория санатория насчитывала немногим более четырех гектаров, зато к 2005 году санаторий волшебным образом разросся почти до восьми. Дома, в которых и сегодня проживают около 20 семей, принадлежали московскому производственному объединению РСУ «Красный богатырь». После развала Союза «Красный богатырь» свернул свою деятельность. Имущество предприятия, согласно документам, имеющимся у Юрия Сафонова, было безвозмездно передано кооперативу «Гармония», который изначально создавался работниками на базе РСУ. Единственное, чего не успел сделать «Красный богатырь» — передать жилье в коммунальную собственность. По словам жильцов, они обратились к главврачу санатория с просьбой принять дома на баланс, однако получили отказ. В 2001 году Ялтинский городской суд обязал местные власти признать дом № 39 Г на ул. Кирова (где проживает семья Сафоновых) жилым и обеспечить его передачу в коммунальную собственность.

В начале 2000-х в самом санатории им. С. М. Кирова шла бурная деятельность, связанная с реорганизацией, изменением статуса, и прочими, казалось бы, чисто техническими вопросами. Однако на базе бывшей профсоюзной здравницы появилось закрытое акционерное общество, которое задолжало двум частным фирмам около 7 млн. грн. В результате этого имущество санатория перешло в собственность фирм в счет уплаты долга. В общем, весьма распространенная история, которую еще часто называют схемой.

Сменившиеся владельцы здравницы (за которыми, как думают люди, стоит народный депутат Украины Олег Царев) не захотели терять участки прилегающей территории. Земля, ранее санаторию не принадлежавшая, показалась, вероятно, легкой добычей.

Несмотря на то, что в 2004 году на квартиры в доме № 39 Г на ул. Кирова, где, кроме Сафоновых, проживают еще три семьи, получены свидетельства о праве собственности, хозяева здравницы инициировали очередное судебное производство по вновь выявленным обстоятельствам. В итоге продолжительных судебных разбирательств, в 2006 году на квартиры в доме № 39 Г был наложен арест, который действует и по сей день. Впрочем, это не помешало в 2009 году ООО «Топаз – К», приобрести дом у ЗАО «Санаторий им. С. М. Кирова», затем продать его ООО «Сельбилляр». (С последним, кстати, тоже интересная история. Его адрес — Днепропетровский район, село Степное, улица Механизаторов №№ 1, 7. Однако сельский голова Н. М. Щетинина в ответе на запрос начальника Днепропетровского райотдела милиции сообщила, что по этому адресу «находятся… коровник и мастерская, принадлежащие ООО «Агрофирма «Дзержинец».) «Сельбилляр» тоже не долго наслаждался спорным правом собственности на жилой дом — не прошло и полгода, как фирма перепродала строение компании «Хай Тек Групп Лтд». И все это время фирмы делят и перепродают дом вместе с жильцами, не оглядываясь на их мнение. Многочисленные письма и обращения во всевозможные инстанции, визиты в прокуратуру и судебные тяжбы, разрешавшиеся в пользу Юрия Сафонова и его соседей, ни к чему не привели. Суд признает правоту жильцов, а собственники санатория этого словно бы и знать не хотят. У администрации санатория на этот спорный вопрос своя точка зрения, о которой – ниже.

«Нам не раз угрожали, меня, инвалида по зрению, даже били, — рассказывает Юрий Сафонов. – Моя жена из-за всех этих инцидентов попала в реанимацию с инсультом. Но мы будем и дальше отстаивать свои права, потому что у нас просто нет другого выхода».

По словам жильцов, с предложением решить вопрос миром к ним никто не обращался, вместо этого придумываются новые способы выжить людей из их квартир. Около полугода назад, в декабре 2010 года, администрация санатория им. С. М. Кирова отрезала дом № 39 Г на ул. Кирова от водоснабжения, а спустя две недели – и от электроснабжения. При этом, как утверждают жильцы, было похищено их личное имущество – электрические столбы и кабели, по которым электричество было подведено к дому. Кроме того, оборван телефонный шнур, так что жильцы оказались лишены и связи.

«Отрезав наше жилье от воды, электроэнергии и телефонной связи, Царев О. А. мстит нам за то, что мы отстаиваем свои права в многочисленных судебных процессах с его структурами, пытающимися нас выкинуть на улицу из своей собственности — пишет Юрий Сафонов в своем заявлении на имя председателя Совета министров Крыма Василия Джарты. — Он мстит и за то, что мы не даем ему возможности украсть 7 гектаров парка в центре Ялты, что он бы уже сделал, незаконно оформив право постоянного землепользования на ООО «Сельбилляр» через продажный Хозяйственный суд АР Крым… Ялтинская власть спокойно наблюдает за незаконным правосудием и даже не пытается отстаивать интересы государства, территориальной громады, своих избирателей в украинской судебной системе… При этом мы, пенсионеры и неимущие люди, вынуждены защищать интересы государства и города, так как они взаимосвязаны сейчас с нашими личными интересами».

Пройдя множество инстанций, собрав серьезнейший архив документов, которые подтверждают незаконные действия не только должностных лиц ЗАО «Санаторий им. С. М. Кирова», но и городских властей, Юрий Сафонов недоумевает: почему прокуратура не обращает внимания на это дело.

«Продажа имущества, на которое наложен арест, — это преступление. О том, что в 2006 году запрет отчуждения нашей квартиры включен в Единый реестр арестов и запрещений отчуждения недвижимого имущества, знали и сотрудники БТИ, и представители ЗАО «Санаторий им. С. М. Кирова», — говорит Юрий Сафонов. – Администрация санатория вошла в сговор с БТИ и местными властями с целью завладеть нашим имуществом и имуществом бывшего «Красного богатыря». По материалам проверки, проведенной оперуполномоченным ОГСБЭП Ялтинского горуправления милиции лейтенантом В. А. Сапигой, в действиях сотрудников ЗАО усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьями 26, 185 УК Украины!»

Бывший главный бухгалтер санатория в ходе проверки сообщила, что в перечне объектов недвижимого имущества санатория, составленном бывшим заместителем директора Л. Н. Трокай, подделана ее подпись. При этом бухгалтер добровольно предоставила образцы подписи на экспертизу.

«Даже несмотря на эти зафиксированные факты подлога, прокуратура Ялты не заинтересовалась делом санатория. Я не могу прорваться к прокурору Крыма, — продолжает Юрий Сафонов. — Меня блокируют со всех сторон, а это наводит на мысли, что многие должностные лица получили с продажи санатория и нашего дома свою долю. Зачем нам такая власть, которая не может защитить своих избирателей? Ни Кабинет министров, ни мэр Ялты не могут воздействовать на ситуацию. Ялтинские власти знали, что на земле, которую они отдают, живут люди!».

Получить комментарии относительно сложившейся ситуации у руководства санатория оказалось не самым простым делом. Дозвониться до директора или его заместителя невозможно – рабочие телефоны не отвечают. В административном корпусе санатория застать руководство на рабочих местах также не удалось. Когда корреспондент «Центра» пришел в приемную, там находился представитель санатория — юрист Анатолий Вишневский. В тот момент он не смог дать какие-либо пояснения или сообщить, как можно связаться с руководством. Пришлось оставить контактный телефон и ожидать, что директор или его заместитель свяжутся с журналистом и изложат свою точку зрения на проблему. Однако ни в этот день, ни на следующий, ни через неделю звонка так и не последовало.

Народный депутат Украины Олег Царев, которого жильцы многострадального дома обвиняют во всех своих бедах, также не прокомментировал ситуацию. Помощник депутата в Днепропетровске Игорь Скажутин в телефонной беседе с корреспондентом пообещал в кратчайшие сроки довести информацию до сведения Царева, который , по словам помощника находится за рубежом. На электронный адрес, продиктованный Скажутиным, было направлено письмо, где вкратце была изложена ситуация и просьба ее прокомментировать. Но, несмотря на возможность получить доступ к электронной почте из любой точки мира, Олег Царев (или его помощник) на письмо не ответили. Зато на следующий день после переговоров с Игорем Скажутиным активизировалось руководство санатория. Что дает основания для версии, что связь Царева с санаторием все-таки существует.

Оставленным для директора или его заместителя номером телефона воспользовался все тот же представитель санатория Анатолий Вишневский, который по доверенности отстаивает интересы предприятия в судах. На вопрос — почему администрация санатория не спешила воспользоваться своим правом на ответ, Вишневский ответил просто: «Зачем спешить?».

Встреча с представителем санатория началась с его настоятельного требования не включать диктофон. В противном случае, разговор и вовсе мог не состояться. Мало того – даже сумку, в которой, собственно, лежало это журналистское оружие, юрист попросил вынести из кабинета.

Объясняя позицию руководства санатория, Анатолий Вишневский также обратился к началу этой истории. Согласно документам, представленным юристом, спорная ситуация сложилась из-за непоследовательных действий органов местного самоуправления. В 2001 году семья Сафоновых в судебном порядке добилась определения статуса дома как жилого, суд обязал городской совет принять дом на баланс. Затем в январе 2003 года исполком Ялтинского горсовета с нарушением жилищного кодекса принял решение о выдаче Сафоновым квартир в доме № 39 Г на ул. Кирова. Решение же о принятии здания в коммунальную собственность, согласно документам, представленным Анатолием Вишневским, было подписано в 2004 году. Но еще до этого, в марте 2003 года, ЗАО «Укпрофздравница», являвшееся на тот момент владельцем санатория, получило свидетельство о праве собственности на здание в целом.

Со слов юриста можно было понять: корень всех нынешних судебных разбирательств кроется в неправомерных и непоследовательных действиях органов местного самоуправления. Во-первых, городской совет передал жильцам в собственность квартиры, которые в тот момент не находились в коммунальной собственности. Во-вторых, переведя здание из статуса общежития в жилой дом, по утверждению Анатолия Вишневского, городской совет был обязан переселить жильцов. Помимо этого, в спорном вопросе юрист апеллирует к тому, что семья Сафоновых, проживавшая ранее в одной комнате, в 1995 году самовольно заняла еще одну комнату тогдашнего общежития. Рискну предположить, что поскольку в тот период здание вообще не имело законного собственника, решать вопрос о расширении жилплощади было не с кем.

«Мы глубоко убеждены, что граждане Сафоновы незаконно приватизировали квартиры, самовольно захватив одну из них, о чем есть соответствующие иски в суде», — сказал Анатолий Вишневский.

Что же касается отключения квартир от водо- и электроснабжения, Вишневский сообщил, что Сафоновы не согласовывали прокладку коммуникаций с администрацией санатория. Юрий Сафонов утверждает другое: по его словам, он лично обращался к руководству санатория с просьбой подключиться к сетям санатория, но получил отказ.

Сегодня согласно документам здание на ул. Кирова № 39 Г принадлежит компании, зарегистрированной в США. Квартиры же внутри этого здания находятся в собственности у жильцов. Разрубать этот гордиев узел во множественных судебных инстанциях, судя по всему, придется еще очень долгое время. Вопрос о попытках договориться мирным путем и найти компромисс я задавала и Сафоновым, и Вишневскому.

«Мы понимаем, что людям надо где-то жить, — ответил представитель санатория, не забыв перед тем упомянуть, что обязанность расселять жильцов общежития лежала непосредственно на местных властях. – Санаторий готов им приобрести аналогичное по площади жилье. Мы предложили им самим найти варианты, потому что наши их наверняка не устроят».

«Ни разу к нам не обращались с предложениями решить вопрос миром, мы слышим только угрозы, — утверждает Юрий Сафонов. – И вообще, почему мы должны уезжать из собственного дома?»