Завод президента

Публикации

Что на самом деле отобрала у Порошенко новая крымская «власть»

«Правительство» Севастополя в последний день февраля этого года «оформило» захват ПАО «Севастопольский морской завод», опосредованно принадлежащего президенту Украины Петру Порошенко.

 Наше расследование показало, что на самом деле все выглядит не так складно и убедительно, как в обнародованной бумаге и публичных заявлениях российских чиновников. В истории «наказания» Президента Украины путем отъема его активов в Крыму столько нестыковок, что впору засомневаться: не на пользу ли Петру Порошенко действия оккупационной власти в Крыму? В любом случае, «национализация» Севморзавода окупантами вкупе с арестом фабрики «Рошен» в Липецке освобождают президента Украины от выполнения предвыборного обещания о продаже своих активов.

11263728_10206832805322479_1744558102_n

 «Национализация» останков

 Как видно из постановления «правительства» Севастополя, принятого за час до полуночи 28 февраля, крымские «власти» «национализировали» 12 предприятий, входящих в состав ПАО «Севморзавод»: «Севморсудоремонт», «Внешэконосервис», «Корабел», «Севмордорстрой», «Севморверфь», «Севмормаш», «Югсевморсервис», «Севморэнерго», «Новая эра», «Инкермебель», «КБ «Радиосвязи». На первый взгляд, список впечатляет. Однако часть предприятий ликвидировали еще задолго до оккупации Крыма, а часть, принадлежащих Севморзаводу и физическим лицам, перерегистрировали в РФ до так называемой «национализации». При этом, как водится в оккупированном Крыму, они остались и в госреестре Украины.

Screenshot

Screenshot

Чтобы понять, что в реальности «национализировали» в Севастополе под видом «завода Порошенко», стоит обратиться к новейшей истории предприятия, ровесника города.

За последние 20 лет ни одна смена власти в городе не обходилась без смены собственника некогда самого крупного местного предприятия – Севастопольского морского завода им. Орджоникидзе, или Севморзавода.

 Череда поистине драматических событий в его судьбе началась осенью 2006 года, когда Фонд госимущества Украины внезапно решил продать свою долю акций ОАО на фондовой бирже. Цена акций, которые не продавались в течение двух лет, за сутки выросла в 48 раз. Предприятие не досталась компании L.I.T.A.T. Holding ливанца Рафика Даy, которому в то время принадлежал 61% ОАО. Так контроль над ОАО получили две компании, связанные с группой «Энергетический стандарт» российского бизнесмена Константина Григоришина.

Screenshot

 В последующие два года местное производство было практически заморожено, оборудование постепенно превращалось в металлолом. С завода стали уходить опытные специалисты, исчезали целые структурные подразделения. Прекратилось сотрудничество с норвежской FMV, давшей заводу выгодные заказы. По словам менеджера FMV Хью Странда, причиной тому стало несоблюдение условий контракта на строительство корпуса судна-снабжения. Вместо восьми месяцев оно затянулось на три года.

На деле выглядело так, что новым собственником ставилась задача не выполнить в срок заказ, а поскорее собрать разрозненные активы в одни руки – ОАО «Севастопольский морской завод». Параллельно с судоремонтным предприятием перестал активно работать еще ряд фирм в составе Севморзавода. В 2007 году как юрлицо прекратило свое существование ООО «СевморДострой» (кстати, «правительство» Севастополя спустя восемь лет «национализировало» его как «Севмордорстрой»). В том же году ликвидировали ООО «Севморрэмо», в следующем – «Севморэнерго». (Забегая наперед, скажем, что тенденция к «оптимизации» сохранилась и далее: в 2012 году было ликвидировали ООО «Новая эра», в 2013-м прекратила существование уже много лет не работающая «Инкермебель». А в январе 2014 года – и ООО СПТ «Корабел»). 

Screenshot

Но собственники Севморзавода, избавляясь от непрофильных активов, также расстались и с рабочими, и с заказами. В результате за два года долги Севморзавода увеличились в шестнадцать раз и достигли 500 млн. грн. Рабочие, которым не платили зарплату, увольнялись сами, по 10-15 человек в неделю. Среди них – и те, кто для выполнения норвежских заказов освоил новые стандарты и приобрел новые навыки.

Screenshot

В начале 2009 года рабочим объявили, что завод переходит в режим простоя. Руководство издало приказ, которым запрещало рабочим… ежедневно выходить на работу! Им рекомендовали прибывать на завод по понедельникам и отмечаться в журнале.

Лучше всего ситуацию на предприятии в 2010 году описал его новый собственник, Петр Порошенко: «Когда я пришел сюда, заложено было все до последнего винтика – на 230 млн грн. Еще полгода, и завод был бы распродан по частям всякими махинаторами. Были распилены даже стапеля».

Screenshot

После череды конфликтов в конце 2010 года К. Григоришин вышел из состава акционеров, оставив за собой бывшую базу отдыха Севморзавода – ООО «Югсевморсервис». Кстати, еще в 2007 году ООО «Югсевморсервис» получило в аренду на 49 лет 35 га на Южном берегу Крыма, в 2008-м – еще 6,21 га. За три дня до нового, 2013 года, поссовет Фороса разрешил фирме выкупить арендованные участки.  После аннексии Крыма ООО «Югсевморсервис» перерегистрировалось в России. В учредителях в госреестрах обеих стран значится кипрская компания «Energy Standard Real Estate Limited» и киевское ООО «Компания по управлению активами «Глобус эссет менеджмент».

 Новый собственник

Но вернемся к Фонду Prime Assets Management, управляющему активами концерна «Укрпроминвест» П. Порошенко, который в 2010 завладел 60% акций Севморзавода. На что рассчитывал украинский собственник? По словам самого П. Порошенко, на военные заказы – как от ВМС Украины, так и ЧФ России. Один, кстати, у него уже был. Российско-украинское ООО «СРЗ «Лазаревское Адмиралтейство», 50% которого принадлежало Севморзаводу, ремонтировало БДК «Очаков» ЧФ РФ. Но дальше дело не пошло. Россияне предпочли ремонтироваться в Севастополе на своем 13-м заводе, а украинские военные заказы П. Порошенко смог заполучить лишь в 2012 году, когда стал министром экономического развития и торговли в правительстве Януковича. ПАО «Севастопольский морской завод» в июле того же года выиграло тендер почти на 8 млн. грн. на ремонт «Гетьмана Сагайдачного». Но вскоре у Порошенко появился конкурент – внезапно ставший украинцем Вадим Новинский с его ПАО «Николаевский судостроительный завод «Океан» и ПАО «Херсонский судостроительный завод».

Порошенко, выступая на юбилее завода в 2013 году, уверял, что сделает все, чтобы завод работал. Но, как следует и финансового отчета, за год завод не заключил ни одного нового контракта. Убытки за 2013 год составили 13 673 000 грн. В то время на предприятии, по данным отчета, работали 347 человек. Запомните эту цифру.

Screenshot

Самыми занятыми на заводе, вероятно, были юристы. Только в Окружном административном суде г. Севастополя в производстве было 28 дел по Севморзаводу.  Предприятие активно судилось с Пенсионным фондом Украины и Государственной налоговой инспекцией за уменьшение выплат.

 Аннексия полуострова, но не завода

Призывы «забрать Севморзавод у Порошенко» зазвучали в оккупированном Севастополе сразу после аннексии. Но, в отличие от зоны ответственности «правительства» Аксенова, «национализации» без суда и компенсации собственникам здесь не было. Напоминания президенту Украины о возможности отъема его активов больше походили на давление, которое включалось в нужный момент. То, что завод был предметом то ли тайных договоренностей с руководством России, то ли элементом игры Кремля с Порошенко, косвенно подтвердил бывший зам. главы АП Януковича Андрей Портнов. Из опубликованных документов следует, что 16 апреля, через месяц после «референдума» в Крыму, на Севморзавод пришло письмо из Министерства промышленности РФ с предложением о… господдержке предприятию. По словам Портнова, гендиректор завода Константин Картошкин «позитивно откликнулся на предложение российской стороны» и направил в Минпром «отчет о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включая информацию об объемах продукции и активах, а также данные о прибыли, численности работающих, размерах заработной платы, объеме кредиторской и дебиторской задолженности.

Таким образом, считает Портнов, менеджер завода Порошенко признал российскую юрисдикцию. Однако никакие блага оккупационные власти Севморзаводу так и не даровали. Он и далее простаивал. Тот же Картошкин в мае 2014 года заявил, что «в связи с непонятным статусом города Севастополя, у нас заказчик, с которым достаточно давно работали, стал с осторожностью к нам относится и подзаморозил наши отношения. У нас есть месяц, чтобы найти загрузку нормальную либо перевести предприятие в режим ожидания». Ему самому долго ждать не пришлось. Уже в июле он стал и.о. директора ГП «Заря-Машпроект», входящего в систему «Укроборонпрома».

К концу 2014 года два ведущих предприятия завода – ДП «Внешэкономсервис» и ООО «Севморверфь» – как и ЧАО «Севастопольский морской завод» значились в Киеве по известному адресу на Рыбальском острове – ул. Электриков, 26. А на заводе, по словам главы Совета работодателей Севастополя, работал 101 человек.

Screenshot

Огромная территория Севморзавода – 53 га – превратилась в территорию запустения, пребывание на которой сопряжено с риском для жизни из-за угрозы обрушения конструкций. В таком состоянии завод и застала так называемая «национализация». Формальным основанием для нее «власти» назвали окончание переходного периода, отведенного юрлицам для перерегистрации в российское правовое поле – 1 марта 2015 года.

Но российское предприятие по адресу Севморзавода на тот момент уже было «прописано» в госреестре РФ! Как следует из записи ЕГРЮЛ, 13 января 2015 года по адресу завода – ул. Героев Севастополя, 13 – был зарегистрирован Севастопольский филиал ОАО «Центр судоремонта «Звездочка».

Зачем же нужен был цирк с постановлением правительства и «принятием» в госсобственность Севморзавода как субъекта РФ?  Судя по всему, это было формальностью, позволившей зайти на территорию завода. 2 марта «директор департамента внутренней политики в правительстве Севастополя» Евгений Дубовик в сопровождении «самообороны Севастополя», то есть вооруженных людей, зашел на основную площадку Севморзавода на ул. Героев Севастополя, 13.

Несмотря на то, что на Севморзаводе упреждающе прописалась «Звездочка», 19 марта в российском реестре по этому же адресу появилось еще одно юрлицо – ГУП «Севастопольский морской завод им. Серго Орджоникидзе».

В апреле на Севморзаводе побывали и министр обороны РФ Сергей Шойгу, и зампред правительства РФ Дмитрий Рогозин. Оба обещали заводу оборонные заказы.  «Губернатор» Севастополя Меняйло анонсировал прием на работу на Севморзавод – внимание! – около 300 рабочих. То есть, тот самый минимум, который был и в период простоя, и на момент аннексии Крыма. Но сотрудников уволили, а вновь на работу не позвали. Ни старых, ни новых. Поэтому бывшие рабочие оптимизма российских эмиссаров не разделяют и говорят, что «надежды нет, это – правда, инвестор не зайдет, денег на развитие нет.

«13-го завода хватает для обслуживания флота, а иностранцы на ремонт не пойдут». «Скажу, как я все это вижу: набирают 300 человек, заказов нет, платить нечем. Далее – процедура банкротства и сдача в аренду площадей, особенно доков. Как-то так», – говорит другой.

Экс-командующий Черноморского флота, а ныне глава комитета Госдумы РФ по обороне Владимир Комоедов, по сути, подтвердил версии наших собеседников, поставив под сомнение жизнеспособность Севморзавода. Во-первых, без северного дока на другой стороне Севастопольской бухты, где могли бы ремонтироваться большие корабли, завод полноценно работать не может: «Без северной части он как инвалид – без руки, без ноги. А там другая форма собственности, другой владелец (с 2004 года док принадлежит Ринату Ахметову). То есть, единого завода не получается». Во-вторых, это может стать причиной больших проблем: «Сейчас Порошенко, пользуясь поддержкой США, подаст в суд европейский, будет тяжба по этому вопросу. А завод будет стоять, гнить и разрушаться».

Кстати, завод стоит и разрушается и без исков Порошенко. Выходит, что 53 га территории Севморзавода – это главный актив, который у него остался. Актив, который не обесценился, потому что это – полсотни гектаров на берегу Черного моря.

Screenshot

И напоследок. В списке «национализированных» значится ГП «КБ «Радиосвязи», не входившее в Севморзавод. Тут либо кто-то ввел в заблуждение новую «власть», либо господа под шумок «национализации» Порошенко прихватили себе еще земли. Дело в том, что КБ «Радиосвязи» банкрот и как производство не представляет никакого интереса. Но имеет 1500 кв. м недвижимости рядом с самым крупным торговым центром Севастополя и 2 га земли на берегу Севастопольской бухты.

Так что земля и недвижимость – это все, чем россияне поживились с «отобранного у Порошенко».