Нехватка нормальной инфраструктуры, отсутствие элементарных санитарных условий, поборы и теневой бизнес перевозчиков, «менялы» валюты образца 90-х прошлого столетия. Все это — печальные реалии, с которыми сталкивается каждый, кто проходит админграницу с оккупированным Крымом на «нашей» стороне. Планирование строительства контрольных пунктов въезда-выезда (КПВВ) с сервисными зонами, которые включали бы центры предоставления админуслуг, автовокзалы, комфортные бытовые условия, продолжалось несколько лет. В июле 2018 правительство наконец выделило средства на строительство временных контрольных пунктов «Каланчак» и «Чонгар» и сервисных зон рядом с ними. Закончить строительство, по постановлению КМУ, должны до конца финансового года, но в ноябре работы даже не были начаты. Центр журналистских расследований выяснил, кто и как тормозит строительство КПВВ на админгранице с оккупированным Крымом.
Пять лет временного безобразия
Более года после аннексии Крыма вопрос организации контроля въезда и выезда из полуострова не был урегулирован. 4 июня 2015 года Кабмин наконец утвердил Порядок пересечения админграницы с Крымом, а с ним и создание трех контрольно-пропускных пунктов: «Чонгар», «Каланчак» и «Чаплинка». Но развивать инфраструктуру пунктов и создавать надлежащие санитарные условия не спешили.
«Практически вся наша родня осталась в Крыму, а мы с мужем живем в Днепре. Ездить приходится довольно часто. Мы люди взрослые, еще как-то выдержим дорогу. А старики? А те, кто с детьми? С колясками, с малышами идут пешком по нейтральной зоне. Когда солнце, когда дождь и ветер, и когда снег. Ну, разве это удобно?», — в марте 2017 рассказывали Центру журналистских расследований переселенцы из Крыма.
В феврале 2017 решение проблемы, казалось бы, сдвинулось с мертвой точки: приказом министерства по вопросам временно оккупированных территорий была создана рабочая группа по обустройству КПВВ и утвержден пошаговый план — так называемая «дорожная карта» по строительству объектов инфраструктуры и зон сервисного обслуживания на административной границе. Заявления председателя Херсонской облгосадминистрации в начале марта 2017 были многообещающими.
«Там будут сервисные зоны, там будут фастфуды, там будут ЦНАП по предоставлению административных услуг. Самое главное — чтобы, пересекая границу, люди могли поменять себе паспорт, решить вопрос с обучением, решить вопрос с регистрацией рождения — это то, что мы должны обеспечить нашим гражданам», — сказал Андрей Гордеев.
Как заявляли чиновники, оборудованные всем необходимым контрольные пункты въезда-выезда на границе с Крымом должны быть своего рода визитками свободной территории Украины. Поэтому смета как для временных сооружений вышла немаленькая.
«Технические расчеты, техническое задание на эти два контрольных пункта въезда-выезда « онгар» и «Каланчак» — общая стоимость около трехсот миллионов гривен», — в том же интервью Центру журналистских расследований рассказывал Андрей Гордеев.
Однако получить средства из резервного фонда тогда не удалось — первоочередным стало преодоление последствий взрывов на артскладах. Результатом очередного правительственного совещания у вице-премьер-министра Кубива стало уменьшение сметы строительства почти в три раза — до 110 млн.
Через полгода, в апреле 2018-го, в программе «Вопрос национальной безопасности» первый заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Юсуф Куркчи рассказывал, что, преодолев несколько кругов согласований с центральными органами власти, министерство вышло с доработанным проектом реконструкции КПВВ на финишную прямую.
«Наверное, уже не осталось никого в Кабинете министров, кто бы не знал о проблеме наших КПВВ и о тех условиях , в которых работают наши пограничники и проходят наши граждане. Потому что ни много ни мало — а 2,5 миллиона граждан за 2017 год пересекли эту границу в ту или иную сторону. Отсутствие элементарных санитарно-гигиенических условий не делает нам чести как государству, которое стремится в Европу», — говорил Юсуф Куркчи.
Отсутствие условий, соответствующих санитарным нормам, — не единственная проблема украинских КПВВ на границе с Крымом. Здесь до сих пор процветает теневой бизнес перевозчиков и «менял» валюты образца начала 1990-х годов. А первые медицинские пункты появились только во время экологического бедствия после аварии на «Крымском титане».
По правительственному плану мероприятий по реинтеграции Крыма строительство инфраструктуры КПВВ быть завершено осенью 2018-го.
В июле 2018 года постановлением правительства №584 для строительства временных контрольных пунктов «Каланчак» и «Чонгар» и автомобильного сообщения и зон сервисного обслуживания перед ними из Резервного фонда бюджета было выделено почти 106 млн грн. Эти деньги должны быть использованы до конца финансового года.
«Подать к 25 декабря 2018 года министерству экономического развития и торговли, Министерству финансов, Министерству регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Государственной казначейской службе отчет об использовании средств, выделенных согласно этому постановлению», — сказано в постановлении Кабмина.
Можем констатировать, что до Нового года постановление правительства выполнено не будет, ведь уже конец ноября, а строительство даже не начато.
Превратить деньги в КПВВ: неудачные попытки
Исполнителя работ по развитию КПВВ правительство определило без конкурса. Это государственное предприятие по обслуживанию иностранных и отечественных автотранспортных средств «Укринтеравтосервис», что подчинено министерству инфраструктуры. Предприятие имеет в СМИ недобрую репутацию «прокладки», поскольку часто является посредником между заказчиком и фактическим исполнителем работ. Есть сомнения и относительно подряда на строительство контрольных пунктов — ведь КВЭД (зарегистрированного вида деятельности) на такие работы у предприятия тоже нет.
Связаться с директором госпредприятия Яковлевым оказалось непросто: указанные в госреестре номера телефонов оказались недостоверными. Фактический адрес «Укринтеравтосервиса» и его контакты можно найти только на сайте министерства инфраструктуры. Ответа на информационный запрос по почте и телефону в установленные законом 5 дней мы не получили. Результативным оказался лишь личный визит. Оказалось, что деньги — почти два миллиона гривен — на счет предприятия переведены только за разработку проектно-сметной документации.
«Средства в размере 1999,401 тыс. грн, выделенных предприятию для разработки проектно-сметной документации на строительство временных контрольных пунктов въезда-выезда на временно оккупированную территорию Украины… по состоянию на 14.11.2018 года находится на текущем счете предприятия».
Ответ на информационный запрос Центра журналистских расследований от государственного предприятия «Укринтеравтосервис»
Зато ответ от министра инфраструктуры Владимира Омеляна, полученный Центром журналистских расследований, в целом объясняет задержку с реализацией проекта обустройства КПВВ и сервисной зоны перед ними. Договор на разработку проектной документации с институтом СБУ «Укринтеравтосервис» подписал только 22 октября, справку о геологии участков и договор с Держгеокадастром получили в ноябре. Причиной названа задержка с выделением земли Херсонской ОГА.
«3 октября Херсонской облгосадминистрацией издано распоряжение №728 о передаче в постоянное пользование земельного участка. Однако, размер указанного земельного участка не позволил осуществить проектирование и дальнейшее строительство КПВВ «Каланчак» »- говорится в ответе.
Відповідь-міністерства-інфраструктури
Малоземельный «Каланчак»
Распоряжение о разрешении на разработку проекта землеустройства для отвода земельных участков под строительство объектов на границе с Крымом председатель облгосадминистрации Андрей Гордеев подписал еще в июне 2017: 5,3 гектара на контрольном пункте «Чонгар» и почти 3,5 гектара на КПВВ «Каланчак».
В феврале этого года Херсонская ОГА отчиталась на правительственном совещании, что проект землеустройства и комплексная схема благоустройства контрольных пунктов уже готовы. Однако распоряжение о передаче земли для КПВВ и сервисных зон почему-то появилось только в октябре, то есть через три месяца после принятия постановления Кабмина.
При этом площади переданных участков значительно меньше тех, что были указаны в прошлогоднем распоряжении губернатора: два участка общей площадью 2,7 гектара для строительства КПВВ «Чонгар» и один участок всего в 18 соток для строительства пункта «Каланчак» и сервисной зоны.
В областной администрации эти странные решения не объясняют. О выделении земли, то есть, зоне ответственности ОГА в этом проекте, ни слова.
«Сейчас Херсонская ОГА комментирует процесс строительства следующим образом: средства и функции заказчика переданы согласно распоряжению Кабмина ГП «Укринтеравтосервис». Это государственное предприятие, которому подчинены все КПВВ в Украине. Оно занимается не только строительством, но и эксплуатацией этих КПВВ. Поэтому за всей информацией по вопросам процесса строительства и эксплуатации, проектирования и других вопросов — надо обращаться к ним», — сообщил Александр Адамчик, заместитель председателя Херсонской ОГА.
Отметим, что на КПВВ «Каланчак» ежегодно проходит на 100 000 человек больше, чем на «Чонгаре». Почему же для размещения этого важного пункта пропуска власти Херсонщины выделили столь малый участок — в 20 раз меньше, чем сами же планировали?
Публичная кадастровая карта может лишь частично ответить на этот вопрос. «Укринтеравтосервису» передали только вот эту крошечный участок из земель транспорта.
А участок, который прилегает к трассе и мог бы быть использован для сервисной зоны — в частной собственности. В апреле 2015 гектар земли вблизи КПВВ «Каланчак» был предоставлен в собственность под ведение личного крестьянского хозяйства предпринимателю Юрию Николаенко. Человек с таким именем является владельцем зарегистрированного в Каланчацком районе фермерского хозяйства «Николаенко», занимающегося выращиванием зерновых культур. Поэтому, можно сказать, свободной земли для сервисной зоны нет. Но есть законные способы ее получить, предоставив фермеру участок в другом месте.
Итак, деньги на строительство КПВВ есть, но закончить строительство до конца финансового года нереально. Дальнейшая судьба выделенной сотни миллионов гривен неизвестна. Если Кабмин не примет еще одно решение о переброске средств на следующий год — давно ожидаемые с обеих сторон Перекопа средства на обустройство пунктов пропуска сгорят раньше, чем новогодние огни.