Россия мало учитывает не только на призывы со стороны Украины или международных организаций и стран об освобождении политических заключенных из временно оккупированных территорий Крыма и Донбасса, но и решения международных судов. Например, Международный суд ООН, еще три года назад — 19 апреля 2017 ввел временные меры по делу «Украина против России» в вопросе дискриминации национальных меньшинств в Крыму. Суд обязал Россию возобновить деятельность Меджлиса и воздержаться от ограничений крымских татар в представительстве своих интересов, а также восстановить образование на украинском языке. Однако это обязательство Россия не выполнила.
Несмотря на резолюции Генассамблеи ООН, ежегодно фиксирует системное нарушение прав человека в Крыму и уголовное преследование по политическим мотивам, Россия продолжает незаконно осуждать граждан Украины до максимальных сроков лишения свободы. И даже сейчас, в период пандемии коронавируса и реальной угрозы заражения в переполненных СИЗО Крыму, оккупационная судебная система отказывает в изменении меры пресечения политическим заключенным. Каким образом Украина может повлиять на Россию, чтобы облегчить участь своих граждан — в онлайн-интервью с Уполномоченным ВРУ по правам человека Людмила ДЕНИСОВА.
Валентина Самар: Госпожа Людмила, первый вопрос касается оценки ситуации в местах несвободы, которую дала российская омбудсмен Татьяна Москалькова. Говоря о ситуации с коронавируса в местах содержания, она в пример приводит Крым, что там лучшая в ее понимании, ситуация. Вы говорите, что реальная ситуация скрывается. Что именно вы имеете в виду?
Людмила Денисова: Мы общаемся с родными наших заключенных, с адвокатами, с правозащитными организациями, которые мониторят ситуацию в Крыму, и получаем информацию о том, что наши заключенные не обеспечены никакими средствами индивидуальной защиты. Также им никто не проводит температурный скрининг, а в условиях карантина это нужно делать обязательно, и все международные организации — ООН и Совет Европы — следят за тем, чтобы это все же происходило.
Поэтому мы говорим, что и в карантин санитарно-гигиенические условия там были очень тяжелые, о чем свидетельствуют и те граждане, которых мы вернули, а сейчас, я думаю, что ситуация не улучшится.
Валентина Самар: Какие условия должны быть созданы в местах несвободы в Крыму для того, чтобы обезопасить украинских граждан из Крыма и Донбасса, и может мониторить эту ситуацию?
Людмила Денисова: Мы не имеем точной информации о том, сколько заболеваний сейчас в Крыму, сколько их в Донецкой и Луганской областях — на той территории, которая временно оккупирована, но все же та информация, которая предоставляется нашим спецмониторами, очень волнует. Она о том, что скрывается статистика, больницы переполнены больными коронавирусом. Кроме того, мы располагаем информацией из тюрем в РФ в отношении наших граждан, которые тоже болеют, но их размещают в медицинских частях, потому что там есть больные пандемии и пневмонию. Поэтому некуда их размещать.
Прежде всего, как заключенным, так и персоналу СИЗО надо проводить температурный скрининг. Среди персонала есть больные ОРВИ, и они могут распространять эту болезнь в местах несвободы, ведь есть опасность в том, что болезнь может быть занесена извне.
Необходимо, чтобы граждане, которые содержатся в местах несвободы, обеспечивались индивидуальными средствами и средствами дезинфекции, которая должна проводиться согласно графику, несколько раз в сутки. Также эти граждане должны обеспечиваться прогулками, места прогулок надо обрабатывать тоже дезинфицирующими средствами. Пища должна предоставляться только в камеры — туда, где находятся заключенные.
Если у человека есть температура или какие-то другие признаки вируса, то обязательно ей должны проводить тесты на COVID-19. Однако мы знаем, что такое тестирование не проводится. Наши граждане, которые содержатся на территории Российской Федерации, а мы следим не только за политзаключенными, но и по всем украинским гражданами, находящимися в тюрьмах (их более пять тысяч), находятся в местах, где тоже болеют пневмонию, поэтому мы беспокоимся, чтобы они были проверены.
Я обратилась к госпаже Москальковой, мы с ней разговаривали буквально в четверг на прошлой неделе о том, чтобы она вмешалась, и если есть случаи заболевания пневмонией, — люди должны быть проверены. Я знаю, что она посещала тюрьму «Матросская тишина», по ее словам, там якобы все в порядке. А там тоже наши граждане.
Валентина Самар: У кого из крымских пленников сейчас сложная ситуация с состоянием здоровья?
Людмила Денисова: Мы говорим, что у многих наших пленников сложная ситуация. Это и те, кто находятся в Российской Федерации — и Якименко, и Дудка, и Выговский, и Бессарабов, и Шумков, и Сервер Мустафаев, который вообще с температурой был на судилище, что происходило в Ростовский области. В Якименко также ситуация очень сложная, а он находится в Саратовской области, где много тех, кто болеет пневмонией. Так вот для того, чтобы он никому не рассказывал о своем состоянии здоровья, его поместили в ШИЗО. Затем нас беспокоит и господин Гафаров, и Айдер Салединов, и Теймур и Узеир Абдуллаевы и Эмир-Усейна Куку, которые находятся в очень жестких условиях, ведь они болеют и у них их хронические заболевания обострились в таких условиях.
Кроме того, как хотела бы напомнить о тех, кто находится в СИЗО Симферополя. Это Риза и Энвер Омерова, которые там содержатся в очень сложных санитарно-гигиенических условиях. Они также жалуются на боль и простуду, но ничего не делается для того, чтобы им улучшить условия содержания.
Валентина Самар: Крымские пленники пока вне процесса так называемого взаимного освобождения удерживаемых лиц, хотя и в Офисе президента, и представитель президента в АРК говорят о том, что якобы эти переговоры ведутся. Что вы об этом можете сказать?
Людмила Денисова: Я работаю с господином Зеленским с 21 мая 2019 года, и тот список, который формируется именно нашим офисом, в котором сейчас 115 граждан, рассматривается на всех площадках, где проводятся обсуждения вопроса освобождения наших граждан, незаконно содержатся на всех территориях, в первую очередь, в Российской Федерации, и оккупированном Крыму.
Все наши граждане — 115 и из них 86 крымских татар — находятся первыми в этих списках для увольнения. Переговоры не прекращаются, но они проводятся пока только по Минским форматом.
Напомним:
- По данным координатора Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник, Россия незаконно удерживает за решеткой по «крымским делам» 88 человек, которые сейчас содержатся в СИЗО и колониях оккупированного Крыма, а также в СИЗО на территории РФ.
- Полный список крымчан — политзаключенных Кремля, среди которых как арестованы в оккупированном Крыму и незаконно осуждены представители «Хизб ут Тахрир», так и крымские активисты здесь.
- Российские «власти» оккупированного Крыма продолжают преследовать крымских татар и привлекать их к уголовной ответственности по надуманным обвинениям в преступлениях террористической направленности, говорится в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW) «Всемирный отчет 2020».
-
В течение 2019 года российские силовики провели 157 незаконных задержаний и 335 арестов в оккупированном Крыму, сообщил член Меджлиса крымскотатарского народа, председатель правления Крымскотатарского ресурсного центра Эскендер Бариев.