Несмотря на опасения, вызванные карантинными ограничениями и пандемией коронавируса, курортный сезон на Арабатской Стрелке Херсонщины таки удался. Со своими особенностями и открытым окном возможностей на будущее. Лето 2020 года показало, как количество перерастает в качество. До коронакризисного года Стрелка была переполнена отдыхающими эконом-сегмента: курортники ехали общественным транспортом, иногда со своим запасом продуктов на весь отпуск, поэтому денег на курорте оставляли немного. Но теперь наибольшим спросом пользуются номера повышенной комфортности, и ценник в две с половиной-три тысячи в сутки гостей не отпугивает: они привыкли платить за достойный отдых.
На Арабатку поехали люди, которые привыкли отдыхать за пределами страны и в основном увидели Стрелку впервые. Туристический бум наблюдается с конца июня, и уже накануне осени наплыв отдыхающих не уменьшается.
По словам Натальи Ковалевой, владелицы одного из отелей на Арабатской Стрелке, почти стопроцентное бронирования началось в начале сезона, и до середины сентября все уже расписано.
«В этом году люди у нас богаче. Новые курортники, по результатам опросов, это люди, которые вообще не отдыхают на территории Украины. Они раньше отдыхали в Турции, Египте, но, отдохнув у нас, были приятно удивлены», — отметила отельер.
Своим гостям Наталья предлагает заполнять опросники для оценки качества отдыха. Анализируя результаты, она делает выводы о том, как удержать новых требовательных клиентов, обеспечить уровень сервиса, к которому те привыкли.
Однако обстоятельства непреодолимой для отельеров силы — качество дорог в Херсонской области, точнее, почти их полное отсутствие.
«Когда моих отдыхающих с полпути забирает такси, потому что у них отлетело колесо, и другое такси вызываем, чтобы отвезти колесо на шиномонтаж — это, конечно, портит впечатление. Когда говорят: да, у вас все прекрасно, но ваши дороги… Надо делать выводы, потому что это будет важной причиной, по которой некоторые откажутся от повторного посещения нашего региона в следующем году, если ничего не изменится», — признается Наталья Ковалева.
«Единственное, что дороги мы сами не можем делать — ни как частные предприниматели, ни как сельский совет, это не в наших силах. Было бы хорошо, если бы государство помогало бы нам в этом. Дороги. Все остальное мы можем делать сами», — добавил владелец одного из отелей на Арабатской Стрелке Марат Зевадинов.
На Арабатке популярный в 2020 году люкс-сегмент номеров начинается от 1400-1500 гривен и иногда превышает три тысячи гривен за ночь. А вот в Геническе, где такого наплыва туристов мы не заметили, наибольшим спросом по-прежнему пользуются номера эконом-класса, стоимостью от 80 гривен в сутки. Поэтому бюджет недельного отдыха составляет в среднем около 10 000 гривен на семью. Здесь не сформировано предложение по спросу нового контингента отдыхающих: в основном нет таких объектов размещения, локаций и мероприятий для отдыха.
«Кроме жилья, мы тратим около 500 грн в день на четырех человек, на развлечения и на питание. На жилье тратим 80 грн с человека, условия нормальные, средние. Мы приезжали в прошлом году, цены были такие же, ничего не изменилось», — рассказала отдыхающая из Днепра Ирина, которая остановилась в частном секторе в Геническе.
Несмотря на успех сезона-2020, местные отельеры уже прогнозируют, что туристический бум в следующих годах не истощится.
Вечный вопрос курортного бизнеса — как продлить сезон, не делая ставку только на пляжный отдых? Этим вопросом теперь занимается недавно созданная Ассоциация гостеприимства Генического района. О ней рассказывает руководитель туристического информационного сервиса, член Ассоциации Алексей Войцеховский:
«Ассоциация была создана только благодаря информационной поддержке фонда USAID. Приезжали к нам тренеры, и они смогли достучаться до местного бизнеса — и не только бизнеса, есть и представители местного самоуправления. Тренеры донесли мысль, что если мы сами здесь не сделаем, то за нас никто не сделает. Поэтому после одного из тренингов было принято решение создать такую ассоциацию. Основная цель и задачи ассоциации — сплотить местный бизнес. Если по отдельности, то нам не сделать успешного курорта. Мы не будем конкурировать с черноморским побережьем, или Кирилловкой в Бердянском районе. Поэтому только объединив усилия, мы сможем создавать продукт, который поможет нам расширить наш туристический сезон. Как показал этот сезон, могут быть и внешние факторы, и мы должны это предусмотреть. Нужно делать ставку не только на летнее море, детский оздоровительный отдых, но и на культурный».
Чтобы расширить рамки сезона, в Ассоциации гостеприимства советуют сделать ставку на так называемый ивент-туризм — организацию креативных событий, которые будут привлекать туристов не только в пляжный сезон, а бизнеса позволят освоить новые услуги.
Первая попытка организации таких мероприятий — фестиваль-ярмарка вина и сыра, который планируют сделать ежегодным.
Таким образом, несмотря опасения, курортный сезон 2020 года на Арабатской Стрелке не стал провальным, а, наоборот, открыл новые возможности для развития туризма, стал знаковым для дальнейшего развития. Бизнес показал способность к самоорганизации, но самостоятельно — без грамотных действий власти и системных инвесторов не в состоянии преодолеть проблемы, которые годами являются помехой.