Эксперты Института Черноморских стратегических исследований и BlackSeaNews создали полную и единственную в мире базу данных юридических лиц, в отношении которых применены санкции Украины, США и ЕС в связи с агрессией России. Не нужно больше пересматривать сотни страниц из приложений с Указами Президента — проверка юридического лица займет несколько секунд. А еще инструмент позволяет выявлять пробелы в санкционных списках.
С марта 2014 года, с самого начала вооруженной агрессии России против Украины Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз и другие страны вводят пакеты санкций в отношении российских юридических и физических лиц, которые влияют на политику государства или прямо причастны к конфликту. Между тем Украина отстает в применении этого инструмента воздействия на Россию: первый указ, который ввел в действие санкционных решение СНБО, президент Петр Порошенко подписал только в сентябре 2015 года.
Санкционные списки Украины и западных государств очень часто не совпадают. В 2018 году Центр журналистских расследований в материале «Игра в санкции» сравнил списки Министерства финансов США и СНБО Украины, и нашел семь десятков «несинхронизированных» российских влиятельных лиц и их компаний.
Чтобы провести такое исследование, журналистам нужно было друг за другом сравнивать приложения к Указам президента — отдельные для юридических и физических лиц — с перечнем санкционированных США лиц. Сейчас таких приложений еще больше, а единого реестра подсанкционных лиц до сих пор нет.
«На сегодня есть 22 действующих Указа Президента, в которых указаны юридические лица, находящиеся под санкциями. И я не понимаю как с этим можно работать. Например, нотариус при любом нотариальном действии должен проверить, нет ли среди субъектов фигуранта санкций. Так вот только по юридическим лицам нужно посмотреть приложения к 22 Указам. В pdf-формате», — говорит Татьяна Гучакова, эксперт Института Черноморских стратегических исследований.
Теперь проверить какие санкционные режимы применены к компании или находить несоответствия в санкционных списках станет намного легче. Ведь эту работу выполнили эксперты Мониторинговой группы Института Черноморских стратегических исследований и портала BlackSeaNews.
Эксперты Татьяна Гучакова и Андрей Клименко презентовали базу юридических лиц, в отношении которых с 2014 года были применены санкции США, ЕС и Украиной. В базе — 1856 юридических лиц. Сейчас это единственная в мире сведенная база данных о компаниях и организациях, в отношении которых применены санкционные ограничения, связанные с вооруженной агрессией России против Украины.
Возьмем для примера непубличное акционерное общество «Наследие Кубани». Эта компания задействована в уничтожении объекта культурного наследия — Херсонеса Таврического.
Вставляя ее код в форму «регистрационные данные», видим даты введения и окончания санкций Украины, ссылки на Указ Президента. То есть проверка предприятия на наличие в базе занимает несколько секунд.
Это совершенно уникальный продукт, в котором можно найти регистрационные данные предприятий, историю принятия по нему санкционных решений, изменение его юридического статуса: реорганизацию, смену названия, ликвидации, появление правопреемникам. Это дает возможность не только быстро находить данные о наличии санкций в отношении юрлица, но и оперативно выявлять ошибки и так же их оперативно их исправлять.
Во время презентации Татьяна Гучакова отсортировала предприятия так, чтобы выявить компании, по которым Украина не продлила действие санкций, чем по неизвестным причинам исключила их из санкционных списков. Таких действующих предприятий пока 27.
«Остаются вот эти 27 предприятий. И мы видим, как нарастает «забывчивость» Украины. В 2018 году два предприятия было забыто. В 2019 — одно. В 2020 — девять. И остальные 15 были забыты в 2021 году, в июне», — рассказывает Татьяна Гучакова.
Среди них — российская центральная и крымская избирательная комиссии. И это на фоне недавних незаконных выборов в Госдуму в оккупированном Крыму, которые в мире не признаются. Также предприятия российского авиационного оборонного комплекса. То есть те компании, которые непосредственно влияют на военную мощь страны-агрессора: «Авиационная холдинговая компания «Сухой», «Научно-производственная корпорация «Иркут», «ОДК-Авиадвигатель».
«Не все, что есть в санкционных списках США, появилось в наших. Украина уже несколько раз заявляла о завершении синхронизации, но это не совсем так. Более того, три предприятия авиационной промышленности России находятся под экспортными ограничениями США, но эти компании исчезли из наших списков», — говорит Татьяна Гучакова.
Анализируя списки, эксперты заметили немало ошибок. Например, Украина, вроде бы синхронизируя свои санкции с американскими, может внести в список совсем другую компанию, созвучную по названию.
Итак, сведенная база санкционных предприятий, хотя и неофициальная, у нас теперь есть. Эксперты показали органам власти, что создание реестра — не такая уж и трудная задача. Но санкционная политика Украины требует системной перезагрузки. Андрей Клименко отмечает, что в последнее время есть некоторые положительные сдвиги в этой сфере. В частности, активную инициативу проявляет СНБО и Министерство иностранных дел, в котором назначен специальный представитель по вопросам санкций. Но этого еще мало для достижения цели — ослабление страны-агрессора.
«Мы должны понимать, что Украина уже свой потенциал международных санкций почти использовала. Перекрыли воду, перекрыли подачу электроэнергии, поставки с материка, которые были до конца 2015 года, товаров … И наконец Украина закрыла порты, закрыла аэропорт. Тогда еще в 2014 году Украина прекратила военно-техническое сотрудничество», — поясняет Андрей Клименко, руководитель проекта Института Черноморских стратегических исследований и главный редактор портала BlackSeaNews.
Эксперты сходятся во мнении, что следующим шагом для усиления эффективности ограничительных мер должно стать применение так называемых вторичных санкций, которые коснутся контрагентов уже подсанкционных лиц. Все, кто сотрудничают с токсичными предприятиями, должны тоже попасть под санкции.
«Тысячи объектов собственности Украины и АРК захвачены, они являются военными трофеями, и они используются против нас. Те же судостроительные заводы украинские. В РФ нет таких заводов, как «Залив», по его параметрам. Мы должны все эти предприятия, прежде всего оборонной промышленности, работающие сегодня на территории Крыма, а также их российских контрагентов, занести в свои санкционные списки, и лоббировать внесение в санкционные списки США и ЕС», — говорит Андрей Клименко.
То есть, Украина должна быть проактивной: мониторить нарушения санкционных режимов, выявлять задействованные агрессором в Крыму компании и нарушителей международного права, применять к ним санкции и давать рекомендации западным правительствам, лоббировать введение санкций в отношении этих компаний на западе. В то же время, использовать все действующие в мире санкционные режимы для усиления собственной политики.
«Есть четыре американских программы «Украина», и они связаны именно с российской агрессией. А есть множество других программ. Например, за кибератаки, за вмешательство в выборы, есть ограничения на экспорт. Мы хотели бы собрать все эти предприятия, чтобы как-то простимулировать Украину вводить ограничения к этим же компаниям», — говорит Татьяна Гучакова.
Если принять во внимание все предприятия, входящие в объединенные российские корпорации, которые задействованы в судостроении и производстве военной техники на территории Крыма, то получится список из сотен компаний по всей территории России. И это будет сильный санкционный удар по стране, которая оккупировала часть нашей территории. Украина еще должна выполнить большой объем работы по перезагрузке своей санкционной политики. А искать пробелы в ней с упорядоченной базой подсанкционных юридических лиц будет гораздо легче.