Геническ в приграничной с Крымом Херсонщине потерял свой статус торгового порта на Азове и стал портопунктом. Сначала он находился в структуре Скадовского порта, теперь это обособленное подразделение порта Бердянска, в программе развития которого ни слова о развитии Генического портопункта нет. Однако в Геническе появляются инициативы по возобновлению деятельности портопункта. Есть люди, которые не оставляют надежды вернуть городу его порт — мотор, который перезапустит городскую экономику. При этом энтузиасты уверены: в портопункте вполне мирно будут сосуществовать и рыбаки, и морская охрана ГПСУ, и катера ВМС Украины.
С приходом осени жизнь в курортном Геническом затихает. Оживленные прибрежные улочки, наполненные аттракционами и летними площадками, становятся менее громкими. Пустеет пляж.
Однако люди помнят, что еще совсем недавно город жил не только курортным сезоном. Азовские рыбаки были рекордсменами промысла, работал рыбоперерабатывающий завод, а сердцем города был морской транспортный порт Геническа.
Хронология взлета и упадка
Акватория близ Геническа была известна мореплавателям издавна. Рядом с городом существовали колонии генуэзцев Акра и Лейа, а Новая крепость – на территории современного Геническа. Во времена Крымского ханства здесь была крепость Ченишке, на ногайском — Джениче, один из вариантов перевода этого слова совпадает с названием пролива, где и появился порт Геническ — пролив Тонкий.
История Генического порта начала двадцатого века неразрывно связана с именем Леонида Прихненко, выпускника Симферопольского реального училища. Он руководил не только строительством порта, но и развитием города – замощением улиц, возведением земской больницы.
Сейчас в городе живет внук знаменитого строителя Геничеса — известный художник Александр Прихненко. Корабел по специальности он больше известен как фотограф, поэт и писатель, в наработке которого – и сборник о Голодоморе в Геническом районе. В порту Геническ работали два поколения семьи Прихненко.
«Мой дед Леонид Михайлович Прихненко был до революции начальником порта. Участвовал в строительстве порта. После разрухи 1917-1920 годов восстанавливал и порт, и город. И после 1945 года, когда Геническ был освобожден от немецких оккупантов», — рассказывает Александр Прихненко.
Как свидетельствует статистика, наибольший грузооборот порта Геническ приходится на начало 20-го века — 25 млн. пудов, или же 400 тыс. тонн в год.
Экспортировались зерно, мука, шерсть, а в каботаже, то есть в морских перевозках в пределах страны, переваливали соль, которую добывали на Арабатке, уголь, дрова и т.д.
В 80-е годы прошлого столетия грузооборот упал почти вдвое. А впоследствии Геническ потерял статус порта и стал портопунктом – обособленной структурой сначала Скадовского порта, а затем – Бердянского.
Фарватер канала обмелел — с 1994 года здесь не проводились дноуглубительные работы, так что многотоннажные суда сюда больше не заходят. Впоследствии были разобраны и деэлектрифицированы железнодорожные пути, ведущие в порт от железнодорожной станции.
Несмотря на все жители Геническа верят в возрождение порта. Художник Владимир Шпак посвятил истории порта ретророспись в центре города – в надежде, что их голос услышит власть.
«Порт родил наш маленький Геническ. Приморские города живут, пока существует живой порт. И Геническ без порта – это уже не город, а какой-то маленький курортный городок. Мы можем увязать будущее нашего города только с возрождением порта. Раньше были надежды на возрождение. Но уже 2021 год. Никаких надежд. Порт мертв. Мертвая территория буквально. Железную дорогу сняли, краны вывезли, черпалку тоже убрали. Короче говоря, изредка заходят еще рыбацкие суда, которые еще могут зайти, без груза, потому что канал занесен песком. Обмелел. А так – все. Ходят по территории сторожа — и все», — говорит генический художник Владимир Шпак, посвятивший истории порта ретро-роспись в центре города — в надежде на его возрождение.
Кто решит судьбу портопункта?
Портопункт Геническ юридически является обособленным подразделением. На сегодняшний день причалы порта, находящегося в структуре Администрации морских портов Украины, разделены между двумя пользователями: с одного берега пролива причал арендуют пограничники, вторую занимают рыболовные суда.
В городе ходят разговоры, что в скором времени военное присутствие в Геническом портопункте усилится. Центр журналистских расследований направил запрос командиру 23 отряда морской охраны Государственной пограничной службы относительно планов по увеличению базирования части в портопункте Геническ.. Ответ по-военному немногословен и его можно трактовать и как подтверждение, и как информирование о сохранении статуса кво.
Наблюдая, как порт переходит в упадок, на местном уровне, как отмечают в городском совете, вмешаться в ситуацию не могут.
«Причал сегодня, то что могут видеть и жители города активно не используется. Именно причал номер два, арендуемый воинской частью, никто же их не обязывает активно осуществлять там свою деятельность. Генический городской совет не имеет полномочий по решению таких вопросов, как порты. Нет полномочий или функций. Какие-либо нарушения правил благоустройства в самом порту, вокруг него, такую ситуацию мы контролируем. Однако есть ли инвесторы, какие еще дополнительные соглашения заключены с портом, это нам неизвестно и мы не можем это знать на сегодня», — рассказывает начальница юридического отдела Генического городского совета Татьяна Дурненко.
В свою очередь, в областной государственной администрации говорят, что после оккупации Крыма Россией заинтересованность инвесторов в возрождении порта Геническая исчезла. До 2014 года таким инвестором могло быть ООО СП «Нибулон» – крупнейший зерновой трейдер региона.
«Очень трудно заинтересовать инвесторов вкладывать средства в портопункт, фактически находящийся вблизи границы с временно оккупированным Крымом. Сейчас это вопрос в проектной плоскости. До оккупации интерес у инвесторов, у частных компаний к этому портопункту был. С 2014 года, к сожалению, в связи с оккупацией Крыма все заинтересованные лица и предприятия отказались от этой идеи», — отмечает заместитель председателя Херсонской ОГА Николай Якименко.
Идея общественности – рыбный порт
Бывший и на сейчас последний руководитель порта Геническ, председатель ОО «Переселенец-SOS» Владимир Вишневецкий считает возобновление порта делом вполне реальным. По его мнению, это могло бы произойти в комплексе с восстановлением рыбного промысла и специализацией порта как рыбного.
«Генический портопункт имеет перспективы. И эти перспективы лишь в одном: превратить совсем не работающий заброшенный портопункт в нормальный рыбный порт, который обеспечит современное садковое хозяйство и рыбопереработку на находящемся рядом рыбозаводе. И значительные поступления в местный бюджет, которые сравнимы с курортным сбором, который сегодня зарабатывается всей курортной инфраструктурой Геническа», — убежден эксначальник Генического портопункта Владимир Вишневецкий.
Будущее Генического портопункта как рыбного подтверждает и заинтересованность им в Ассоциации рыболовов Украины, которые рассматривают возможность реализации здесь проекта, предложенного кооперацией «Азов-рыба», созданной из числа активистов общественной организации «Переселенец-SOS».
«Что касается того, делала ли что-то администрация, так мы действительно прорабатывали этот вопрос. И буквально 3-4 месяца назад к нам обращалась Ассоциация рыболовов, чтобы сделать там и разведение рыбы, и так называемую кооперацию промысловых рыболовов для того, чтобы возобновить кооперативное сотрудничество в этом регионе», — подтверждает Николай Якименко.
АЗОВ-РЫБА(3)
В областной администрации в свое оправдание говорят, что приложили усилия, чтобы привлечь инвесторов. Однако все, кто имел интерес к портопункту в Геническе, на сегодняшний день исчезли.
Аргументы понятны, однако всем также очевидно, что восстановление полноценного функционирования порта, в первую очередь, невыгодно стране-агрессору, оккупировавшему часть украинских территорий. России невыгодно, чтобы здесь, рядом с Крымом начал развиваться морской порт, а тем более возродилась деловая активность Украины и ее западных партнеров.
В свою очередь, в общественной организации «Переселенец-SOS» обращают внимание на необходимость усиления военного присутствия здесь, в бывшем Геническом порту, рядом с оккупантами, нагло пытающимися взять под контроль морскую зону Украины в акватории Херсонщины.
«К нашему глубокому сожалению и в масштабе Генического района, и Украины в целом, у нас даже не поднимается этот вопрос … Мы 7 лет даже не можем поговорить на эту тему и получить концепцию того, что мы должны делать. Мы видели, что боновые заграждения, как на базе Севастополя, они сделали с Азовским морем. Построили мост, только что цепочку не натянули. Мы об этом говорили в 2015 году: если мы позволим построить мост, мы получим большую Севастопольскую бухту из Азовского моря. Все делали вид, что мы какие-то лунатики, прилетели здесь из Крыма, ничего не понимаем, о чем говорим. Потому нужны инициативы, я думаю, снизу. Сверху ничего не получится», – обращает внимание бывший командир разведывательного корабля ВМСУ «Славутич» Алексей Киселев.
Поэтому для усиления военного присутствия Украины в акватории в стратегически важном для государства Геническом районе, который граничит с оккупированными территориями, необходим целый комплекс действий различных министерств и ведомств.
От планирования и проведения дноуглубительных работ в проливе Тонкий – до усиления защиты акватории Генического портопункта, исключительной экономической зоны Украины и обеспечения свободы судоходства в Азовском море.
Видеоверсию материала смотрите здесь: