Запущенные с 1 июля «первые восемь лет» рейсовые автобусы из Крыма в Херсон, Мелитополь и Бердянск оказались очередным проектом российской пропаганды. На самом деле, схема перевозок осталась такой же, как и до полномасштабного вторжения России в Украину. Центр журналистских расследований выяснил детали этой истории, а также нашел имена владельцев автобусов местных перевозчиков, появившихся на маршруте.
Неизменная схема
1 июля российские захватчики заявили о запуске автобусного маршрута между новыми и старыми оккупированными территориями Украины. Пропагандисты представляют это как огромное достижение — якобы впервые за восемь лет, то есть, со времени оккупации Крыма, можно доехать из Симферополя в Херсон, Мелитополь и Бердянск.
«Билеты у нас все раскуплены, сегодня отправляем автобус в первый рейс. За восемь лет это первый рейсовый автобус на территорию Херсонской области», – говорил так называемый «и. о. министра транспорта» Крыма Николай Лукашенко.
На самом же деле ничего не изменилось, и никакой это не первый рейс за восемь лет. Схема перевозок пассажиров из оккупированного Крыма осталась такой же, как и до полномасштабного вторжения. Изменились только составляющие.
Пассажиров автобуса перевозчика «Крымтроллейбус» везут в российский КПВВ на админгранице с Херсонщиной, а на пункте пропуска за границей люди садятся в автобус другого перевозчика.
Автобусы идут по двум направлениям. На Запорожье через Джанкой, на Херсонщину через Армянск. По два автобуса в каждом направлении, к вечеру оба возвращаются назад.
Предприятие «Крымтроллейбус», обеспечивающее отправку автобусов с полуострова, отчиталось, что в первый день работы услугами перевозчиков воспользовались более пятидесяти человек в обоих направлениях. Это при том, что автобусов было четыре, и пассажирских мест в каждом из них не менее двух десятков. Так что информация о том, что все билеты были раскуплены, никак не соответствует действительности. Даже в видео, опубликованных самими пропагандистами, видно, что салон первого автобуса в оккупированный Херсон был полупустым.
Херсонская «Иксора»
Мы уже выяснили, что в КПВВ пассажиров везет крымский перевозчик. Потом людей забирает автобус другого предприятия – херсонского. Вот этот автобус Mitsubishi Prestige 2006 года выпуска принадлежит компании «Иксора», которая на протяжении многих лет занимается пассажирскими перевозками на Херсонщине. Бессрочная транспортная лицензия именно на автобус компании была выдана еще в 2010 году.
Предприятие продолжило перевозку, когда территория Херсонской области оказалась под российской оккупацией. В мае на их facebook-странице появилось объявление, что можно забронировать билет до Каланчака. В апреле там же было написано, что проходят рейсы из Херсона в Одессу. Херсонская ОГА опровергла информацию об этом маршруте. Сейчас телефон «диспетчера» «Иксоры» недоступен для звонков, компания не отвечает на сообщения в мессенджерах.
Автобус «Иксоры» виден на многочисленных пропагандистских видео. Понятно, что работать на этом маршруте можно только с разрешения российских спецслужб и оккупационной администрации. Напомним, что уголовный кодекс Украины предусматривает ответственность за осуществление хозяйственной деятельности во взаимодействии с государством-агрессором и расценивает это как коллаборационизм. Однако мы не знаем точно или добровольно компания и ее владелец начали сотрудничество с российскими захватчиками. Или автобусы были просто украдены.
Бенефициар и директор ООО «Иксора» – Николай Джиганский. Мужчине 68 лет. Являлся депутатом Херсонского городского совета третьего и шестого созывов. Местные СМИ называют его бывшим милиционером.
«Иксора» была активным игроком на рынке публичных закупок. Только в течение 2021-22 годов компания имеет 23 выигранных тендера на почти три миллиона гривен в Херсонской области. Она предоставляла услуги по перевозке работников администрации и коммунальных предприятий, участников спортивных соревнований, военных и медицинского контроля водителей.
Виктор Джиганский, вероятно, сын Николая Джиганского, судя по тендерной документации, отвечал в компании именно за это направление. Также он владеет компанией «Гюрза», предоставляющей услуги такси, грузовых перевозок и охраны. К сожалению, ни Николай Джиганский, ни Виктор не отвечают на звонки. без ответа остались и наши вопросы, посланные в мессенджер Viber, о том, действительно ли «Иксора» сотрудничает с оккупантами. Хотя адресаты, судя по всему, их прочли.
Бердянск/Мелитополь
Мы рассказали о херсонском направлении перевозок, которое так широко рекламируют российские оккупанты, теперь перейдем к Мелитопольскому и Бердянскому. Автобусы, которые ходят в эти города, вы не увидите в пропагандистских сюжетах.
Если в Херсон ездит относительно комфортный Mitsubishi Prestige, пассажиров в Мелитополь и Бердянск возит автобус VAN HOOL 1998 года выпуска.
Второй автобус, ездящий в Бердянск — БАЗ 2008 года. Его водитель говорит, что транспорт оборудован кондиционерами, хотя мы видим, что единственный кондиционер в салоне – открытое окно.
Транспортные лицензии на эти автобусы получены также в 2010 году на имя физического лица-предпринимателя Игоря Налюшния. Мужчина живет в Бердянске. В конце мая он организовывал автобусные перевозки в Запорожье, то есть вывозил людей на свободную территорию Украины. Судя по его facebook-страницы, мужчина имел проукраинскую позицию. К сожалению, он также не отвечает на звонки и сообщения в мессенджерах. Поэтому мы не знаем, почему его автобус оказался в руках оккупантов.
Видеоверсию материала смотрите здесь: