Закат «Зори»

Коррупция

Государственное предприятие «Зоря»-«Машпроект» известно на весь мир производством уникальной продукции. Оно достойно составляет конкуренцию таким мировым компаниям, как «Сименс»и «Роллс-Ройс» в производстве мощных турбин. На этом акцентировал внимание и президент Порошенко во время своего недавнего визита на завод. Казалось бы, имея такой потенциал, «Зоря» должна семимильными шагами выходить на мировой рынок и приносить госбюджету Украины миллиардные доходы. Впрочем «должна» и «делает» – вещи немного разные.

Президентский менеджер

«Это – гордость Украины!» Такими словами Президент Украины Петр Порошенко охарактеризовал завод «Зоря»-«Машпроект» во время своего недавнего визита в Николаев. Здесь он присутствовал на испытании нового двигателя, изготовленного на заводе. Гарант подчеркнул, что Украина просто обязана сохранить машиностроение и рабочие места, ведь люди – «это самое ценное, что есть у «Зори».

Правда, сегодня «гордость Украины» переживает не лучшие свои времена. Стратегически важное для страны предприятие, которое обеспечивает рабочими местами тысячи николаевцев и является одним из самых крупных в городе налогоплательщиков, сегодня практически простаивает без работы. Из-за агрессии России на востоке и аннексии Крыма «Зоря» потеряла все российские заказы, а именно они десятилетиями составляли абсолютное большинство всех заказов завода. «Зоря» оказалась на грани прекращения своей работы.

«Спасать» «Зорю» назначили приближенного к Петру Порошенко Константина Картошкина. До этого он руководил президентским «Севастопольским морским заводом», а сам владелец неоднократно хвалил подчиненного и публично гордился им. Позднее Картошкин даже возглавил список президентской партии «БПП «Солидарность» во время выборов в Николаевский городской совет. И это даже не смотря на то, что «гордость Порошенко» обвинили в государственной измене – тот одним из первых признал Севастополь российским в начале оккупации.

Однако после назначения Картошкина на должность генерального директора «Зори»-«Машпроект», похоже, дела пошли лучше только у него самого и его замов, но вовсе не у завода.

Красивая жизнь директоров

Мы встретились с бывшим главным конструктором завода Леонидом Игнатенко. На заводе он проработал 55 лет, и два года назад ушел на пенсию. Сегодня он очень расстроен состоянием, в котором находится «Зоря»-«Машпроект»:

Ну как это так? На предприятии пока еще есть люди, не все уволились. И оборудование есть. А заказов и работы нет. Нужно ведь людям давать работу!» — заявил Леонид Николаевич.

По словам конструктора, на сегодняшний день из-за отсутствия заказов и соответственно низких зарплат с «Зори»-«Машпроект» уволилось много рабочих. В основном, покидают предприятие люди, которые заняты на сборке. По данным госаудитслужбы, только за последний год количество рабочих на заводе сократилось на 869 человек.

Но, как оказалось, проблема низких зарплат вовсе не знакома руководителям завода – генеральному директору и его заместителям. Они даже не скрывают своего роскошного образа жизни. Как вот и. о. директора по закупкам Валерий Подымака. В своем профиле в Инстаграм его супруга Инна активно делится с подписчиками фотографиями с отдыха за границей, люксовых автомобилей и шикарного особняка. Интересно, что этот особняк даже не указан в декларации Подымаки. Мы смогли найти его при помощи геолокации.

К слову, особняк семьи Подымаки находится в микрорайоне, печально известном большинству николаевцев – на улице Леваневцев. Здесь, на берегу реки, отстроили свои шикарные поместья многие «сливки» николаевского общества. Соседями директора по закупкам «Зори» являются экс-член исполкома городского совета Петр Мойсол и нардеп от Николаевщины Андрей Вадатурский.

По этому адресу нам даже посчастливилось застать саму любительницу красивых фоточек Инну Подымаку. Правда, с журналистами она была не такой откровенной.

На наш вопрос, почему ее супруг, являясь должностным лицом государственного предприятия, не внес в декларацию дом общей площадью более 400 квадратов, Инна Олеговна резко ответила, что укажет его в следующий раз.

После неудачной попытки получить комментарий Инны Подымаки мы обратились к самому и. о. директора по закупкам «Зори»-«Машпроект» Валерию. Он пояснил нам, что не знал, что когда чиновник не указывает в своей декларации имущество – это нарушение:

Когда я составлял декларацию, мой дом был у моей мамы. Уже после составления декларации она подарила этот дом моему 12-летнему сыну. При составлении следующей декларации я это обязательно откорректирую», — заявил Валерий.

Отметим, что согласно выписке из единого реестра прав на недвижимое имущество, домом семья Подымаки владеет еще с 2012 года. А на завод Валерий Евгеньевич пришел работать еще в 2014 году. Несмотря на это, дом не был указан ни в одной из его деклараций.

Заслуги прошлых лет

Нынешний и. о. директора по закупкам «Зори»-«Машпроект» — в Николаеве человек известный. Он давно заработал славу светского тусовщика и завсегдатая ночных клубов.

До прихода на «Зорю» Подымака был бенефициаром нескольких компаний, которые на сегодняшний день преимущественно либо обанкротились, либо закрылись. Некоторое время Подымака был основателем фирмы ООО «АВ ЕНД ГРУП», основным видом деятельности которой были азартные игры. Партнером Валерия Подымаки числился николаевский бизнесмен египетского происхождения Матта Рамзи. Иностранца неоднократно обвиняли в рейдерстве и организации подпольных казино, а спустя некоторое время нашли убитым в Турции.

Не новый человек в Николаеве и начальник Подымаки, Константин Картошкин. Нынешний гендиректор «Зори»-«Машпроект» засветился в 2005-м, когда его обвинили в доведении до банкротства крупной компании «Агроэкспорт», в которой Картошкин работал финансистом. Компания, которая экспортировала 12% зерновых страны, в один момент потеряла все оборотные средства.

Глава наблюдательного совета «Агроэкспорта» Геннадий Жильцов публично обвинял в банкротстве Картошкина. Он заявлял, что к схеме выведения средств с предприятия было причастно и руководство банка «Аваль», который кредитовал «Агроэкспорт» и где работал Подымака. На эти совпадения журналисты сразу обратили внимание и задались вопросом: «А не ожидает ли «Зорю» та же участь»?

Леонид Игнатенко предполагает, что сегодня «Зоря»-«Машпроект» уже в упор приблизилась к банкротству:

Если нет продажи, то где брать деньги? Деньги брать только в банке. Но в банке деньги брать до определенного момента. А потом – банкротство…»

Но катастрофическое снижение зарплат, похоже, знакомо только рабочим. Пока они из-за отсутствия заказов вынуждены уходить в отпуск за свой счет, зарплата Картошкина всегда стабильна. Только за 2017 год Картошкин указал в декларации 5,8 млн грн, заработанных на «Зоре», из которых 2 млн грн – премиальных. А еще – три квартиры, три автомобиля, 66 с половиной тысяч долларов, полмиллиона гривен и 15 тысяч евро на банковских счетах.

Бонусы на закупках

Оказалось, что проблема несоответствия уровней зарплат – не единственная проблема «Зори»-«Машпроект». Предприятие практически отсутствует на площадке публичных закупок «Прозорро» и почти все тендеры проводит тайно.

На отсутствие в системе «Прозорро» такого крупного предприятия как «Зоря»-«Машпроект» журналисты ЦЖР обратили внимание давно. То и дело предприятие проводит закупки у одного поставщика, несмотря на то, что суммы закупок в разы превышают допороговые.

Мы встретились с бывшим работником «Зори» Александром. С завода он ушел уже при новом руководителе Картошкине. Мы умышленно изменили его имя. Говорить публично он боится из соображений собственной безопасности. Александр не понаслышке знает, в каком состоянии находится предприятие. Он считает, что все публичные заявления политиков и руководства об успехах завода – это не что иное, как замыливание глаз и попытки скрыть от общества правду о том, что на самом деле происходит на заводе.

На «Зоре»-«Машпроект» на некоторых закупках завышение стоимости товаров, работ и услуг доходит до 40%. Это – результат определенной договоренности между поставщиками и теми, кто курирует договора на «Зоре»-«Машпроект», — говорит Александр.

В электронной площадке «Прозорро» в основном можно найти лишь отчеты о заключении договоров. Суммы этих договоров могут достигать и нескольких миллионов долларов, а получают их почему-то одни и те же фирмы. Одна из них – «Турбохолдинг» — особенно привлекла наше внимание.

Фирма «Turboholding Kft.» зарегистрирована в Венгрии. У нее «Зоря» закупает сплавы металлов, необходимых для изготовления турбин. Во время одной из таких закупок с августа 2017 года по июль 2018 года к уже заключенному договору стороны 11 раз вносили изменения. В результате этого сумма закупки выросла с 60 до 870 тысяч долларов.

По информации из наших источников, на завышение цен обратили внимание даже украинские спецслужбы. Николаевское управление СБУ прислало на «Зорю» письмо, в котором настоятельно рекомендовало обратить внимание на завышение цены «Турбохолдингом» на 30%. При этом силовики подчеркнули, что роста цены на металл не было.

Мы решили выяснить результаты проверки и послали в николаевское управление запрос. Однако ответа так и не получили – в управлении сделали вид, что такой информацией они не владеют.

Закупать у агрессора – можно?

Тогда мы решили выяснить, кто стоит за фирмой «Турбохолдинг». Для этого мы проверили ее по венгерским реестрам. И оказалось, что штат сотрудников фирмы, которая получает от «Зори» крупные заказы, состоит всего из одного человека. Из реестра мы узнали и то, что «Турбохолдинг» основали в 2002-м году двое украинцев, а со временем их сменили оффшорные компании из Кипра и Сейшел. Сейчас конечным бенефициаром является фирма из Чехии.

Не имеет «Турбохолдинг» и собственного производства. В открытом доступе мы нашли еще один интересный документ. Оказывается, что «Турбохолдинг» закупает сплавы металлов у российского ОАО «Русполимет». То есть фирма «Турбохолдинг» фактически выполняет роль фирмы-прокладки, через которую РФ осуществляет поставки на «Зорю»-«Машпроект».

Мы попытались получить комментарий генерального директора «Зори» Константина Картошкина по этому поводу. Однако это сделать оказалось не так просто. В пресс-центре «Зори» нам ответили, что для получения комментария руководителя завода нам необходимо спросить разрешения «Укроборонпрома».

Мы послали в государственный концерн «Укрборонпром» запрос, на который получили отказ в предоставлении любой информации. В концерне сослались на гриф секретности. Без ответа остались и наши запросы непосредственно на «Зорю» и к руководству венгерской фирмы «Турбохолдинг».

Не удалось поговорить с Картошкиным и на его рабочем месте. На частную беседу без камер журналиста пригласил директор завода по безопасности и режиму Виктор Мотельчук.

Его вовсе не удивила закупка сплавов, которые фактически изготовлены на предприятии страны-агрессора, через фирму-прокладку. По его словам, с тем же успехом «Зоря» вполне может осуществлять закупки через Китай, к примеру. И никаких нарушений директор по безопасности в этом не видит.

Зато видят нарушения международные эксперты. Дмитрий Хуткий, старший аналитик Независимого антикоррупционного комитета по вопросам обороны (НАКО) считает, что вопросами законности таких закупок должен заниматься суд:

Поставщики продукции России запрещены решением Совета Нацбезопасности и обороны Украины. Если выполнение государственного оборонного заказа, которое содержит государственную тайну, проводится каким-то субъектом иностранной экономической деятельности, — по таким фактам должна проводиться проверка и в результате передаваться в суд», — пояснил Дмитрий.

Похоже, что именно благодаря закупкам у России «Зоря» намерена восстать как Феникс из пепла. «Завалить» предприятие мировыми заказами неоднократно грозился и Президент Петр Порошенко. Этот вопрос Гарант считает принципиальным для себя, как и принципиально важны для него рабочие «Зори». Те самые, которые сегодня массово увольняются с завода.

Но способна ли «Зоря» на самом деле возродиться? В это слабо верят как бывшие, так и нынешние работники завода:

Если на Зоре не изменится политика проведения закупок товаров, работ и услуг, то перспективы у такого предприятия очень призрачные. Иначе мы дойдем до момента, когда нечем будет платить заработную плату обычным рабочим», — считает Александр.

От былой славы «Зори»-«Машпроект», некогда известной на весь мир, мало что осталось. Судьба важного предприятия, которое дает рабочие места десяти тысячам человек, сегодня находится в руках управленцев, которые больше заботятся о себе и собственном богатстве, чем о коллективе и развитии завода. А потерю стратегически важного для украинской промышленности предприятия будет очень сложно объяснить очередной спецоперацией врага. Особенно, когда его возглавляет человек, близкий к самому Президенту.

Алеся Баранцевич, Центр журналистских расследований, Николаев

Материал вышел в рамках проекта «Содействие локальным центрам журналистских расследований» У-Медиа при поддержке Интерньюс-Нетворк