Украинский Центр ближневосточных исследований уже более десяти лет изучает и организует публичную дискуссию по проблемам безопасности на Юге Украины. Недавно в Киеве прошла VI ежегодная Южная конференция безопасности, на которой Центр ближневосточных исследований предложил обсуждение вызовов, которые предстали перед самоуправлением громад юга в условиях российской агрессии против Украины, и путей преодоления трудностей, с которыми сталкиваются громады и гражданское общество в процессе восстановления. О том, к каким оценкам ситуации и выводам пришли участники дискуссии и какие рекомендации они предоставили органам власти, говорили с Сергеем Даниловым, руководителем Центра ближневосточных исследований в эфире программы «Вопрос национальной безопасности» с Валентиной Самар.
Валентина Самар: Недавно Центр ближневосточных исследований провел ежегодную Южную конференцию безопасности. С нее предлагаю начать. Какие выводы в этом году сделаны вашими экспертами? Что говорили приглашенные на конференцию представители общин юга? Какие проблемы нужно решать в первую очередь – центру и на местах?
Сергей Данилов: Спасибо за интерес к конференции. На конференции были представлены наши рекомендации, сформулированные на основании опроса, который команда нашего центра провела с представителями местных органов власти, представителями общественного сектора, причастными к восстановлению, к работе с людьми. Рекомендации были максимально практичными и направленными на прямое исполнение.
Есть целый ряд проблем, на которые хотелось бы обратить внимание. В первую очередь, видим ухудшение и деградацию ситуации в сфере безопасности на линии фронта, в прилегающих к ней регионах и громадах. Бесспорно, сегодня альтернативы военным администрациям нет. Но мы также видим, как отказ от децентрализации имеет свои негативные последствия для управленческих процессов. Крайне необходимо возобновление тех или иных форм общественного обсуждения, участия общественности в принятии решений. Если этого не сделать, мы будем наблюдать дальнейшее увеличение дистанции между властью в целом и жителями громад.
Валентина Самар: В каких процессах проявляется это отдаление, а иногда и полная изоляция органов управления от громад?
Сергей Данилов: Возьмем хотя бы эту историю со строительством подземной школы в Херсоне (вызвало протесты населения из-за риска прицельных вражеских обстрелов – ред.), а также отдельные случаи переименований в том же Херсоне. Достаточно много примеров в сельских и районных громадах, где начальники военных администраций и весь аппарат не предоставляют гуманитарным фондам и общественным организациям информацию о существующих нуждах и таким образом не позволяют нормально работать тем, кто хочет помогать этим громадам. Я выслушивал от общественных организаций, благотворительных фондов много примеров того, как в результате отказов помощь не оказывается эффективно. К сожалению, такие случаи есть.
Валентина Самар: И нужно добавить отсутствие должного информирования. Прячась за войну, за военное положение, чиновники на местах и в центре часто не предоставляют информацию, которая по закону не может быть закрыта, например, не отвечают на информационные запросы относительно использования бюджетных денег. И еще один пример, о котором нужно честно сказать – некоторые чиновники в южных областях даже не живут в тех населенных пунктах, которыми собственно управляют, а приезжают туда как на работу, в то время как члены громады живут там постоянно.
Сергей Данилов: Честно говоря, сейчас деградация ситуации с безопасностью на берегу Днепра такова, что я уже не осуждаю тех начальников администраций, которые не живут в своем населенном пункте, потому что идет прицельная охота. Я знаю, что в Станиславе, например, были прицельно атакованы дома активных граждан, украинских патриотов, которых вычислили и за которыми охотятся, охотятся за машинами местных руководителей. Тех, которые как раз проявляют свои лучшие управленческие и человеческие качества. Поэтому здесь ситуация, к сожалению, немного меняется.
Но я хотел бы продолжить ваш тезис о необходимости информирования. Этому была посвящена отдельная панель. К сожалению, областная военная администрация самоустранилась от коммуникации с временно оккупированной территорией. В Геническе, в Каховке или в Скадовске уже даже не ждут голоса от областных властей, которые должны к ним обращаться. Начальники военных администраций, которые были избраны главами громад, поддерживают достаточно тесные контакты со своими общинами в оккупации. Но это контакты, так сказать, частные – это не всеобщее информирование, а поддержка людей. Честь и похвала. Но люди очень хотели бы слышать голос власти, и региональные власти в этом смысле играют особенно важную роль. И одна из наших рекомендаций – изменить политику относительно информирования, коммуникации, поддержки наших граждан на временно оккупированной территории.
Валентина Самар: На протяжении последних месяцев на оккупированных территориях юга мы наблюдаем большие задержки с выплатой заработных плат оккупационными администрациями. Мы писали о таких случаях на Херсонщине, в Запорожской области. Россияне по международному гуманитарному праву должны обеспечивать все нужды людей, живущих на оккупированных территориях. По неизвестным причинам оккупационные администрации не выплачивают зарплаты коммунальщикам, так называемым бюджетникам, людям, вынужденным пойти работать. России не хватает денег на оккупированные территории или дело в хищениях денег?
Сергей Данилов: Насколько я наблюдал, были оба процесса. Сокращение зарплат началось еще весной этого года. С лета начались задержки. Сейчас идет и сокращение работников – увольняют целыми так называемыми «департаментами». И соответственно россияне, приехавшие работать, начинают возвращаться в свои дома. Идут увольнения местных жителей, которые пошли работать. В некоторых учреждениях уже три месяца не выплачиваются зарплаты. В прошлом году я говорил, что это результат хищения ресурсов на всех уровнях – в Кремле воруют, гауляйтер Сальдо ворует или проводит разные махинации с этими деньгами, например, их размещают на депозиты, и вплоть до директоров школ. Известен случай с директором школы в Присивашской громаде, которая записывала «мертвые души» детей и учителей, хотя школа вообще не работала.
Сейчас у нас есть, я думаю, оба процесса. И продолжают воровать, и ресурсы сокращают. Потому что срезали зарплаты довольно существенно и абсолютному большинству категорий. Если санитарки получали по 25 тысяч, сейчас они имеют максимум 13 тысяч – буквально вчера я имел интервью с человеком, который только оттуда выехал. То же с пенсиями произошло.
Валентина Самар: Все острее сейчас становится вопрос с обеспечением водой. Это последствия военного преступления Российской Федерации – подрыва плотины Каховской ГЭС. Пересохло русло Северокрымского канала, это ощутили на себе в Крыму и на юге Херсонской области. Сухая осень и лето принесли еще одну беду – обезвоживание рек и водоемов. Что дальше и каким образом могут помочь людям украинские власти?
Сергей Данилов: Помочь здесь никак нельзя, кроме как освободить территорию и помочь выезжать тем, кто чувствует такую необходимость и опасность там оставаться. К сожалению, я не вижу никакой последовательной политики государства в том, чтобы помогать уезжать. Есть фонды, волонтерские инициативы, я к ним отчасти причастен, которые помогают людям выезжать из оккупации. Что будет? Если зима будет такой же маловодной, мы будем иметь перераспределение земель. Мелким фермерам будет трудно находить оборотные средства, чтобы засеять и собрать урожай. В относительной безопасности в этом смысле находится только ареал вокруг Олешковских песков, где довольно близко грунтовые воды, к тому же высокого качества. Этот регион сохранится как важный район выращивания овощных культур и не пострадает. Дальше песков, где воды не было традиционно, будет замена культур, будут массово бурить скважины, бросать капельное орошение, постепенно истощая запасы грунтовых и артезианских вод. Это будет приводить к засолению почв и деградации сельскохозяйственных угодий.
Валентина Самар: Возвращаясь к Южной конференции безопасности. Какие рекомендации ваши эксперты подготовили центральным властям? Сейчас мы на развилке – непонятно, что происходит с государственной политикой, работой центральных органов власти, в подвешенном состоянии Министерство реинтеграции оккупированных территорий, которое занималось и внутренне перемещенными лицами.
Сергей Данилов: Первая рекомендация – беречь людей. Вторая – оптимизировать управленческие процессы. Мы пообщались с достаточно большим количеством начальников военных администраций, чтобы понять, как распределяются их ресурсы и на что они тратят рабочее время. Чрезвычайно велик вал ненужных запросов от центральных органов власти. Могу привести анекдотические случаи. Начальник военной администрации, чья община оккупирована, получает так называемую «контрольку» – запрос от соответствующего органа центральной власти – отчитаться о мерах борьбы с болезнями животных на своей территории. Все начальники, чьи громады оккупированы, получают такие же запросы, как и громады, которые не оккупированы. Нет никакого понимания, каковы приоритеты, чем они должны заниматься. Все отмечают очень низкую эффективность такого взаимодействия. Ты даешь информацию, но это все используется только для того, чтобы подстелить соломку на случай, если проблема взорвется и тебе придется что-то отвечать и ты найдешь оправдание своему де-факто бездействию. Качество управления далеко не самое лучшее. И нужно беречь тех, кто способен работать. Перестраивать коммуникацию так, чтобы она была направлена на решение реальных проблем и потребностей громад.
Валентина Самар: Завершая наш разговор, хочу поздравить вас и Центр ближневосточных исследований с 10-летием Украинской Миротворческой Школы, которая внесла большой вклад в повышение квалификации представителей местного самоуправления, центральных органов, общественных деятелей юга. Какие ваши выводы по итогам 10-летия Миротворческой школы?
Сергей Данилов: Вчера я выступал с лекцией и рассказывал о том, как трансформировался наш юг, наши громады и почему в 2022 году Херсонщина показала такое сопротивление. Я поднял наши первые опросы 2016, 2017, 2018 годов и сам осознал, какой огромный путь прошла вся наша страна и, в частности, юг. Один из пунктов, на который мы тогда обращали внимание, – очень высокий уровень локального патриотизма: «я – геничанин», «я – чаплынец» и так далее; и он не конвертировался в какое-то общенациональное измерение. Мы увидели эту трансформацию, увидели, как появилась солидарность, как вырос социальный капитал и как все это стало основой сопротивления, которое оказывала и ныне оказывает России оккупированная часть Херсонщины, как сопротивлялся сам Херсон и весь правый берег в 2022 году. Маленькая часть этих трансформаций – это результат усилий, которые прилагал наш Центр, в частности, в рамках проекта «Украинская миротворческая школа». Откровенно скажу, я этим горжусь.