ЦЖР узнал, сколько средств на поддержку Сил обороны Украины направила громада временно оккупированного Бердянска в первом полугодии 2024 года, как избираются военные части для оказания помощи, а также о том, кто и как принимает такие решения, а значит, и несет за них ответственность.
В ответе на информационный запрос ЦЖР Бердянская городская военная администрация (ГВА) сообщила, что в первом полугодии 2024 года на поддержку Вооруженных Сил, Государственной пограничной службы, подразделений Теробороны, Национальной гвардии и правоохранительных органов, защищающих суверенитет Украины, направлено более 247 миллионов гривен из городского бюджета.
Расходы на потребности Сил обороны финансировали по следующим бюджетным статьям:
- Другие дотации местных бюджетов — 245 млн. 136,4 тыс гривен,
- Субвенция из местного бюджета государственному на выполнение программы социально-экономического развития регионов — 1,08 млн гривен,
- Мероприятия и работы по территориальной обороне – 840 тыс гривен.
Для сравнения: за весь прошлый 2023 год на программы поддержки военных, правоохранителей и спасателей Бердянская ГВА перечислила 127 млн 341,7 тыс. гривен.
Для военных частей приобрели два автомобиля, 17 дронов и компьютерное оборудование на общую сумму в 5 млн. 634 тыс. гривен.
Следовательно, можно предварительно констатировать значительное увеличение поддержки Сил обороны из казны Бердянской ОТГ в первом полугодии 2024 года — выделенная сумма почти вдвое превышает расходы всего 2023 года.
Не можем не вспомнить, что в прошлом году тоже не обошлось без скандалов. Из бюджета Бердянска потратили на приобретение 15 дронов 2 млн. 500 тысяч гривен.
Как подсчитал ЦЖР, военная администрация Бердянска переплатила за пять DJI Mavic 3E и десять DJI Mavic 3 Fly More Combo не менее 1 миллиона гривен. Причем, тот же поставщик – ООО «Главная мануфактура» – продала те же Mavic громадам Кривого Рога и Житомира гораздо дешевле. Если бы Бердянская ГВА закупила их по тем же ценам, то ВСУ получили бы на 5 квадрокоптеров больше!
«Запорожский миллиард» и кто принимает решения
Средства, перечисленные Бердянском в качестве субвенции в областную казну в 2024 году, используются Запорожской ОГА на инженерно-фортификационные сооружения, закупку дронов, автомобилей и других нужд Сил обороны в рамках программы «Запорожский миллиард».
«Мы собрали все громады, посчитали, сколько из бюджета можем выделить для того, чтобы не остановилась жизнедеятельность ни в Запорожье, ни в населенных пунктах вокруг Запорожья, и приоритетно направили все средства на помощь армии», – рассказывал в марте 2024 года Иван Федоров, начальник Запорожской областной военной администрации (ЗОВА).
Однако уже в конце того же месяца было сообщено, что Фонд обороны Запорожской области аккумулировал 1,5 млрд. грн., а недавно областная администрация отчитывалась уже и о втором миллиарде.
По информации Бердянской ГВА, бюджетные средства тратятся на товары и услуги для сил обороны по обращениям военных подразделений, а мониторинг цен проводит юридический отдел администрации.
Примечательно, что глава Бердянской военной администрации Виктория Галицина не может принимать решение о выделении средств на на сумму более полумиллиона гривен без предварительного согласования с областной администрацией. С сентября 2023 года по распоряжению начальника Запорожской ОВА Ивана Федорова на расходы, превышающие 500 тысяч гривен, Виктория Галицина должна получить «добро» от первого заместителя – Руслана Мовчана.
На суммы менее, чем полмиллиона, как указано в ответе на информационный запрос ЦЖР, глава городской администрации Галицина согласовывает с главой Бердянской районной администрации Алексеем Бакаем.
Как сообщал ЦЖР, именно осенью 2023 года между руководителями городской и районной администраций произошел конфликт, попавший в публичную плоскость. Бакай жаловался на Галицину областной администрации, требовал лишить ее премий — в частности, и за то, что она ни разу не согласовала с районными властями закупки, а средства на улучшение материально-технического состояния Нацполиции и Пограничной службы выделила только в декабре, что не дало возможности освоить их в полном объеме.
Пока неизвестно, каким образом Федоров дал ход этой жалобе и «разрулил» конфликт. Однако в феврале 2024 года начальница Бердянской ГВА назначила на должность своего первого заместителя Николая Матвиенко. Николай Яковлевич до войны был успешным предпринимателем и депутатом Бердянского районного совета от Оппозиционного блока. В партийном списке он шел под третьим номером, первым был Алексей Бакай. Поэтому местные медиа считают Матвиенко близким ему человеком.
В довоенном прошлом «регионал» Бакай всегда гордился дружбой с Юрием Бойко, коллаборантом и украинофобом Дмитрием Табачником и многими другими предателями времен Януковича.
Несмотря на такой бэкграунд в апреле 2021 года президент Зеленский назначил Бакая руководить Бердянским районом.
Есть и свежие примеры. Заместитель председателя Бердянской РГА Ольга Галанина подозревается СБУ в государственной измене. По данным следствия, член партии ОПЗЖ сотрудничала с российской ФСБ, по заданию которой собирала и анализировала информацию об оккупированном Бердянске, состоянии гуманитарной помощи, финансовой обеспеченности и работе предприятий в городе.
В марте 2022 года Галанину задержали сотрудники СБУ, когда она пыталась пересечь блокпост на границе оккупированной и свободной территории Запорожской области.
Еще один предатель из ближайшего окружения Алексея Бакая – его советник, как главы райгосадминистрации, и давний друг Александр Онишко. После задержания Галаниной он сбежал из Запорожья в оккупированный Приморск и активно сотрудничает с российскими силовиками и пропагандистами.
Следовательно, можем констатировать, что рычаг влияния на вопросы финансирования Сил обороны из бюджета Бердянска оказались в руках одиозного чиновника, который с 2014 по 2022 год неоднократно имел конфликты с военными и волонтерами из-за своих пророссийской позиции и заявлений.