В конце ноября президент Владимир Зеленский в ежегодном послании Верховной Раде представил План внутренней устойчивости Украины. Среди прочего он призвал к сотрудничеству с гражданским обществом и честному разговору о проблемах в армии. Логично предположить, что президент должен хотеть такого же честного разговора о проблемах в министерстве обороны, которые публично уже месяц обсуждаются в обществе.
В сентябре, под годовщину пребывания Рустема Умерова в должности главы министерства, в издании «Украинская правда» вышла статья «Министерство хаоса Умерова». Ее авторы – три известных общественных деятельницы Дарья Каленюк, исполнительный директор Центра противодействия коррупции, Мария Берлинская, руководитель проекта Victory Drones и Алена Гетьманчук из Центра «Европа» – констатировали: за год работы министром обороны настоящие результаты у Умерова есть только в закупках и цифровизации. Но эти изменения произошли в основном не благодаря министру, а вопреки.
Однако уже через два месяца эти же авторы в статье для «Зеркала недели» отказали Умерову и в этих достижениях и утверждают: хаос в управлении министерством постепенно перерастает в диверсию и саботаж и превращает ведомство Умерова в «министерство поражения». В развитие темы журналист-расследователь Юрий Николов опубликовал статью, содержание которой полно раскрыто названием «Just business. Министерством обороны руководит группа людей, соединенных совместным бизнесом». О фактах, обнародованных в этих публикациях, и реакции власти, которая так желает честного разговора о проблемах в секторе безопасности, говорим с Дарьей Каленюк. Эфир программы «Вопрос национальной безопасности» с Валентиной Самар.
Валентина Самар: Прошло достаточно много времени с момента публикации первой статьи в «Зеркале недели», прошла неделя после второй, а реакции президента все еще нет. Есть ли она, но не публичная, и мы о ней не знаем?
Дарья Каленюк: Мне неизвестно, какая реакция президента. Мне известно, что на середину октября, когда у широкого круга общественных организаций была встреча с президентом, у него самого были вопросы относительно эффективности работы Умерова на должности министра. И наша задача была во второй статье «Министерство саботажа» подробнее описать, что произошло в министерстве обороны после нашей первой программной комплексной статьи, где мы описали системные упущения в работе Умерова, построенную хаотическую систему управления министерством, как происходят закупки вооружения в министерстве обороны. Что есть определенные достижения, но эти достижения после эффективных результатов Агентства оборонных закупок (АОЗ) сам министр Умеров начал уничтожать. И это уничтожение продолжается после нашей первой публикации. Происходят очень нехорошие действия по отношению к АОЗ.
Также мы показали проблемы на ниве международной военной дипломатии. Мы узнали, что на Банковой считают, что у Умерова есть какая-то химия с американцами, в частности с главой Пентагона Ллойдом Остином, но нам точно известно, что никакой химии нет. Что, напротив, есть большое предостережение, особенно в отношении близости Умерова к руководству Турции. Нам пришлось подтвердить это путем детализации, как происходит управление министерством обороны – через советников и внештатных советников. Всем в министерстве обороны известно, что у Рустема есть Ленур (Мамбетов) и Снавер (Сейтхалилев) – это его правая и левая рука, его надежные товарищи, побратимы, как оказалось, бизнес-партнеры. Они от имени министра доносят поручения и пожелания руководителям департаментов, заместителям. Все понимают, что это люди от министра, что они пришли нести «благую весть» от верховного руководителя министерства обороны.
Я видела их также на совещаниях, но не могла понять долгое время, какая их должность, какая зона ответственности? Мы исследовали этот вопрос и поняли, что на самом деле нет никакой ответственности, нет никаких полномочий, у ребят есть российские паспорта, но они почему-то допущены к очень чувствительной информации министерства обороны, у них нет государственной специальной проверки, нет доступа к государственной тайне, декларации они не подают, но они почему-то от имени министерства обороны регулярно, минимум пять раз, оба ездили в командировку в Турцию. И это настораживает, это проблема, это может быть еще большей проблемой в налаживании нашего сотрудничества с американскими партнерами, потому что американцы с Турцией имеют серьезное напряжение и именно в оборонном сотрудничестве. Американцы переживают, что их оборонные технологии через украинцев могут быть переданы каким-либо образом Турции. Нам нужно учитывать эти риски, такие чувствительные моменты. Поэтому мы опровергли какую-то химию с американцами и объяснили, что наоборот, есть серьезное сближение с Турцией.
Валентина Самар: На самом деле здесь речь идет не только о Ленуре Мамбетове и Снавере Сейтхалилеве, внештатных советниках исполняющего обязанности госсекретаря Минобороны и давних бизнес-партнерах братьев Умеровых. Эта проблема намного масштабнее. Начиная с Офиса президента и заканчивая любым городом – фактически страной управляют эти бэк-офисы, внештатные советники, внештатные помощники советников с корочками. Эта проблема существует еще со времен прошлого президента, чьи бизнес-партнеры имели кабинеты на Банковой и руководили оттуда целыми отраслями промышленности и экономики. Что с этой проблемой делать в целом?
Дарья Каленюк: Это была огромная проблема и до полномасштабной войны. После полномасштабной войны, если мы не справимся с этим кризисом государственного управления, нам очень трудно будет сохранить государство и победить в войне. Мы хотим евроинтегрироваться, хотим вступить в ЕС и НАТО, мы хотим тесного сотрудничества с оборонным сектором стран НАТО. Мы хотим локализации оборонной промышленности стран НАТО в Украине. Мы уже привлекаем деньги иностранных партнеров в наш оборонный комплекс. И для наших западных партнеров важно понимать – как мы управляемся? То есть с кем говорить, кто реально отвечает, кто имеет полномочия? Внештатные советники на Банковой, а в министерстве обороны они вообще выполняют обязанности государственного секретаря, это надо так придумать, так спрятать своих бизнес-партнеров! Нас воспринимают несерьезно. Нас воспринимают как государство незрелое. И партнеров это отталкивает, это существенно замедляет выполнение договоренностей, включая договоренности в сфере безопасности, в том числе договоренности о финансировании наших оборонных проектов.
Я хочу еще раз подчеркнуть, почему это особенно чувствительно в министерстве обороны? Мы уже вошли в геополитику. Торговля оружием, доступ к оборонным технологиям – это геополитические вопросы, вопросы безопасности каждой страны и геополитического влияния каждой страны. Поэтому, когда наши партнеры видят, что у нас геополитические вопросы решают внештатные советники исполняющего обязанности госсекретаря, они задумываются – а как можно с Украиной основательно и системно работать? Кто эти советники? На кого они вообще работают? Кто им платит? Какая информация у них есть и куда она дальше распространяется? На это нет ответов. К сожалению, министерство обороны не предоставило никаких опровержений или ответов. Их молчание говорит, что все в нашей статье есть истина. Единственный выпад – это обвинение нас в ксенофобии. За то, что мы назвали систему советников и бизнес партнеров Рустема Умерова турецким двором. У нас есть обоснование, почему такая метафора была использована, и это основано на реестрах, истории, на биографии Ленура, Снавера, Рустема и их семей.
Есть еще такой заместитель в министерстве обороны как Дима Клименков. Он также входит в бизнес-группировку Умерова. Руками Дмитрия Рустем пытался ликвидировать АОЗ, руками Дмитрия Умеров координирует все самые масштабные и денежные направления в министерстве – все закупки, строительство жилья, земли оборонного фонда. Мы говорим о сотнях миллиардов гривен активов. Это координирует человек, который в сентябре этого года вопреки стандартам НАТО, лживо прикрываясь якобы стандартами НАТО, нахально пытался ликвидировать АОЗ путем ее слияния с ДОТ – в Агентство нелетальных закупок.
Мы помним, что в начале октября прошла серия чисток: Рустем Умеров уволил половину заместителей, без объяснений почему, назначил новых, но главный заместитель – Дмитрий Клименков, бывший бизнес-партнер Умерова – не был уволен. Более того, он получил в свое подчинение все старые закупки, которые заключались в 2022-2023 годах. Это контракты Департамента военно-технической политики. Сумма этих контрактов в начале года достигала 400 миллиардов гривен – это 10 миллиардов долларов, это огромная сумма. Ну и все земельные фонды, оборонные фонды, строительство жилья, частично даже фортификации. Этот человек не компетентен в управлении таким масштабом материальных ценностей. Этот человек показал, что он выполнит любые решения министра, даже если эти решения противоречат рекомендациям НАТО и национальным интересам.
Валентина Самар: К сожалению, вынуждена констатировать, что в Украине фактически уничтожен институт специальной проверки. Мы видели это на примере Олега Кулинича, бывшего руководителя крымского Главка СБУ, когда был скандал с замглавы СБУ Ивана Баканова Наумовым. И то же мы видим, что люди, которые, вероятно, не проходили спецпроверку, по сути руководят сейчас министерством обороны.
Дарья Каленюк: Во-первых, хочу сказать, у нас есть подтвержденный факт, что Ленур Мамбетов и Снавер Сейтхалилев не проходили специальную проверку. Мы особым запросом это спросили. Во-вторых, внештатные советники вообще спецпроверки не проходят. Также они не подают декларации, даже штатные советники не подают электронные декларации. Это очень удобная позиция, когда у тебя есть «корочка» какой-то институции, в нашем случае это министерство обороны, но мы понимаем, что многие институции имеют такую «корочку», и ты приходишь, получаешь доступ к информации, от имени главы ведомства озвучиваешь какие-то позиции, которые должны выполнять. При этом ты не несешь никакой ответственности, нет никакой подотчетности. Как это еще назвать, если не двором? Имею в виду двор как аналогию с королевским двором. Это не демократическая институция, это квази-система управления государством, когда формально руководят одни, а де-факто – руководят другие. Это значит, что нормальные люди, готовые брать на себя ответственность и полномочия, не пойдут работать в такие ведомства, потому что они просто не будут выполнять задачи, которые им нарезают внештатные советники без ответственности.
Но это также говорит о системе мышления нашего президента Владимира Зеленского и нашего вице-президента Андрея Ермака. Им удобно управлять через внештатных советников. И дальше их назначенцы просто копируют эту систему. Рустем Умеров скопировал происходящее на Банковой. В нем министерством руководят штатные и внештатные советники.
К наиболее влиятельным штатным советникам принадлежит Диана Давитян – экс-помощница и ассистентка Умерова еще в должности в Фонде государственного имущества, и Кирилл Тимошенко – экс-замглавы Офиса президента по вопросам фортификаций, коммуникаций. Они деклараций не подают, неизвестно, сколько им платят. Де-факто Кирилл Тимошенко руководит всеми коммуникациями министерства обороны. Более того, он вмешивается в то, как пытаются коммуницировать другие силы безопасности обороны. Коммуникация министерства обороны с обществом и с международными партнерами, по моему мнению, провалена. Если мы говорим о коммуникации лично министра, то у него было, наверное, одно интервью за весь год его работы – изданию «Левый берег», где, я так понимаю, заранее были вопросы озвученные и хорошо продуманные ответы. Мы не видели какого-то «хард-толка», то есть серьезного интервью с министром обороны, когда в онлайн-режиме, на видео, без предварительно определенных вопросов журналисты могли свободно задавать министру сложные, трудные вопросы. Такого не было. Это также серьезный признак некомпетентности и незрелости министра обороны. Было еще одно или два слабеньких комплиментарных интервью западным медиа, где мы тоже не видели живой дискуссии.
Диана Давитян год занималась координацией международной работы министерства обороны. При всем уважении к Диане как эффективной помощнице, но международной работой должны руководить и координировать ее компетентные люди с пониманием, как работает система международной торговли оружием и передачи вооруженных технологий.
Заместителя по международке не было до мая. В мае назначен дипломат Александр Балануца. Он проработал до сентября, в октябре его уволили. Назначили нового заместителя по этому направлению Сергея Боева. Но военная дипломатия, то есть международная, – это одна из трех ключевых функций министерства обороны любой страны. У нас эта функция выполнялась на пять процентов. Министр встречался с разными топ-чиновниками, о чем-то договаривался, а его ведомство даже не знало, о чем они договорились и не могло выполнить эти договоренности. Базовые вещи о различных двусторонних договорах со стратегическими партнерами, об обмене информацией, о защите конфиденциальной информации, о доступе к технологиям – эти документы не были разработаны, не подписаны, не воплощены. Это просто один из примеров провалов работы министерства обороны.
Валентина Самар: Между тем есть обновление по теме. Народный депутат Ярослав Железняк сегодня опубликовал ответ на свой запрос в министерство обороны, ответ за подписью Марины Безруковой, руководителя ГП «Агентство оборонных закупок». Главное в изложении Железняка: «прошлое руководство АОЗ в декабре 2023 уже заключало с польской компанией PHU Lechmar контракт на закупку снарядов на 70 млн 600 тыс евро (это 3 млрд гривен). Снаряды компания не поставила. Благо, в АОЗ за это время сменили руководство, и никаких денег «полякам» мы не заплатили. В общей сложности PHU Lechmar оправляла в агентство 4 коммерческих предложения, по одному из которых АОЗ обращалась с уточнением стоимости, однако компания за 8 месяцев не удосужилась ответить. Обо всех этих рисках с этой компанией знали – Безрукова докладывала – но все же решили отправить 23 млрд со….стопроцентным авансом».
https://t.me/yzheleznyak/10958Дарья Каленюк: Это яркий пример саботажа, который на себе, к сожалению, почувствуют наши военные на фронте. Объясняю, что произошло. Эта польская компания-фунт отправляет коммерческое предложение на огромную сумму почему-то Государственной пограничной службе Украины (ГПСУ) и говорит: мы готовы поставить вам кучу снарядов и боеприпасов для Вооруженных Сил Украины. ГПСУ не имеет полномочий покупать снаряды для ВСУ. Они могут покупать вооружение для себя. ГПСУ обращается с этим коммерческим предложением в министерство обороны, которое берет это предложение и немедленно пишет письмо на Кабмин: классное предложение, ГПСУ – фантастический закупщик, мы им доверяем, они могут быстро купить критические для нас боеприпасы. Министерство обороны делает это, имея в это же время информацию, что их профильное агентство, которое они создавали год именно для закупок и именно боеприпасов именно для ВСУ, уже имеет подписанные контракты с поставщиками тех же боеприпасов. АОЗ проверил этих поставщиков, у них есть экспортные лицензии на продажу вооружения. Эти поставщики не требуют 100% предоплаты, как требует эта польская компания. Эти поставщики проверены профильными экспертами АОЗ, они могут доставить боеприпасы. Но кто у нас профильный заместитель по закупкам в минобороны? Правильно – бизнес-партнер Умерова Дмитрий Клименков, который не будет этого делать без зеленого света от Умерова. Он принимает решение моментально попросить у правительства забрать у АОЗ эти 23 миллиарда гривен и передать их ГПСУ – не объясняя почему, не анализируя, не сообщая даже АОЗ о такой передаче средств. Немедленно собирается правительство и принимает решение – да, классная идея, надо отдать деньги пограничникам, они умеют покупать боеприпасы. Вот такая произошла история.
Валентина Самар: Очень важный момент – предполагался 100% аванс. Несмотря на все неприятности этой компании, которая не выполняла своих обязательств. Вот вам, пожалуйста, берите 23 миллиарда, а мы подождем, пока вы выполните свои обязательства.
Дарья Каленюк: Давайте посмотрим немного на эту компанию. Там на поверхности лежит, что это фунты. Основателем указан, кажется, 67-летний польский пенсионер, не имеющий никакого отношения к торговле оружием. Это абсолютный фунт, это любой OSINT и любой дью-дилидженс любого банка или уважаемой компании подтвердил бы. Более того, у АОЗ были эти коммерческие предложения, они проверили и обнаружили огромные риски. В АОЗ никогда не производят 100% предоплату. Проблема министерства обороны при Резникове в 2022-2023 годах заключалась в том, что Департамент военно-технической политики, который возглавлял Александр Лиев, о котором мы в ваших эфирах не раз говорили, постоянно заключал контракты с разными прокладками со 100% предоплатой. В результате даже по состоянию на начало этого года сумма контрактов составляет 400 миллиардов гривен. Очень многие эти контракты просрочены, то есть не выполнены вовремя. Очень многие из этих контрактов продлены по решению министра Умерова. Мы видим, что задолженность по этим контрактам меньше, чем на самом деле.
Задолженность, по нашей информации, около 30 млрд грн. Продолжаются какие-то судебные процессы, которые могут занять десятилетия. Когда выводятся деньги и не происходит поставок или они проходят несвоевременно или некачественно, в результате у нас нет ни денег, ни оружия. Вот в этой связи и ушел министр Резников со своей должности, и в этой связи был огромный запрос на ремонт оборонных закупок, в связи с этим была создана АОЗ. И вот через год мы снова в точке «А», где уже не министерство обороны и его профильное агентство, а ГПСУ выполняет роль такого заказчика, который выводит за границу государственные деньги по 100-процентной предоплате, не проверяя, есть ли способность поставить оружие. В конце концов у нас не будет ни денег, ни оружия.
Более того, контракты, которые реально уже подписаны, а поставщики проверены АОЗ и они могут поставить вооружение, сейчас под угрозой срыва. То есть, мы забираем деньги с «живых» контрактов, отдаем их польской прокладке польского пенсионера, чтобы что? Мне интересно, кто выигрывает при этом, кто на этом дерибане зарабатывает? И почему министерство обороны играет активную роль в этом дерибане, по сути, убивая свою собственную реформу, которую оно реализовало в течение года?
Валентина Самар: Нет никакой реакции на обнародованные вами и другими журналистами-расследователями факты, во-первых, по поводу управления министерством обороны, во-вторых, монополизации в руках Дмитрия Клименкова всех закупок, распоряжение имуществом министерства – землями, полигонами, арсеналами, государственными предприятиями. Более того, можно сказать, демонстративно происходит эта сделка с 23 миллиардами гривен со 100-процентным авансом фирме-прокладке без каких-либо гарантий выполнения этих контрактов. Нам тем самым говорят – нам плевать на ваши публикации, на реакцию общества, мы будем делать свое, потому что нам позволено?
Дарья Каленюк: У меня есть ощущение, что кто-то наверху – и в министерстве обороны, и на Банковой – чувствует возможное прекращение горячей фазы войны. Трамп пришел, много обсуждений мирного плана, переговоров, заморозки войны. И в этой связи кто-то понимает: не будет больше таких огромных затрат на оборонные закупки и поэтому нужно в последние минуты наворовать, полностью упаковаться, пока есть такая власть и такая возможность. Так мне считывается эта ситуация. Мы понимаем, что сама ГПСУ и само министерство обороны без согласования с Банковой, в частности, с Ермаком, не могло бы совершить такую сделку с переводом 23 миллиардов от профильного агентства в непрофильную ГПСУ для закупки оружия у неизвестной прокладки или известной и близкой к телу прокладки. Это однозначный саботаж министерства обороны, который производится под зеленым светом из Офиса президента.