22 ноября 2024 года вступил в силу План мероприятий по реализации Стратегии морской безопасности Украины. В задачу плана входит усиление возможностей сектора безопасности и обороны Украины, Военно-Морских Сил и Морской охраны ГПСУ для «противодействия агрессии и реагирования на другие угрозы морской безопасности». Как будут выполняться эти задачи и как остановить диверсию России в Черном, Азовском, Балтийском морях? Говорим с Богданом Устименко, юристом международником, специалистом по международному морскому праву, соавтором Стратегии морской безопасности Украины. Эфир программы «Вопрос национальной безопасности» с Валентиной Самар.
Валентина Самар: Хочу начать со Стратегии морской безопасности Украины, в создании которой вы непосредственно участвовали. Летом 2024 года решением РНБО была принята Стратегия, недавно Кабмин утвердил план ее реализации. То есть, это документ не на потом, после победы, а на сегодня. Каковы основные моменты Стратегии морской безопасности и почему именно сейчас она была принята?
Богдан Устименко: Это решение назревало давно. Украина нуждалась в таком документе фактически с момента провозглашения независимости. Работа над ним началась еще в 2021 году. Это первый документ, который опирается, в частности, на позиции международных организаций. Мы использовали документы Организации Объединенных Наций. Мы также использовали концепции ведущих государств мира в морской сфере – Великобритании, Соединенных Штатов Америки, использовали опыт Испании, Новой Зеландии. Вышел неплохой документ, который определяет существующие сегодня угрозы. Это не только агрессия Российской Федерации, это довольно классический список: контрабанда, экологическая безопасность, пиратство и так далее. Документ определяет пути борьбы с этими угрозами. Определяет 55 задач, которые необходимо выполнить государству, чтобы обеспечить безопасность в море. Фактически у документа нет аналогов и не только для Украины. Насколько я знаю, таких документов государства Черноморского региона не разрабатывали.

Корабли-участники учений «Си Бриз-2024» в Северной Атлантике. Впереди – противоминный корабль ВМСУ «Черкассы». Фото: Facebook ВМС ЗС України
Вы точно подметили – этот документ не только политический указатель. Он предусматривает также механизмы его контроля и оценки, как государство будет выполнять эти 55 задач? Кабинет министров Украины каждые полгода обязан докладывать РНБО, что он конкретно сделал по каждой задаче. Для мониторинга состояния выполнения Стратегии Кабинет министров также в ноябре 2024 года утвердил положение о межведомственной рабочей группе, которая будет осуществлять надзор, а также формировать соответствующие предложения и, возможно, замечания.
План реализации Стратегии предусматривает конкретные меры, определяет ответственные за исполнение государственные органы, сроки исполнения. Эти документы публичны, их можно открыть и мониторить, как мероприятия выполняются или не выполняются. Мы пытались сделать этот план максимально публичным и прозрачным. Хотя он, конечно, не идеален. Повторюсь, это первый такой план в истории. Будем надеяться, что государственный аппарат все выполнит.
Валентина Самар: Да, но все упирается в возможности. Большинство из 55 пунктов сегодня выглядят нереальными. У Украины нет Военно-морского флота, береговой охраны для противодействия хотя бы незаконному рыболовству. Большая часть акватории Черного и Азовского моря контролируется Российской Федерацией. В то же время, отвоевана северо-западная часть Черноморской акватории, где в прошлые годы удалось организовать морской коридор для экспорта из Украины аграрной и другой продукции. Как вы думаете, долго ли Россия будет терпеть эту нашу успешность, ведь морской экспорт с каждым годом растет?
Богдан Устименко: Хороший вопрос, будет ли терпеть Российская Федерация и может ли она терпеть. Будем говорить откровенно: если бы она могла заблокировать морской коридор, будь у нее хоть какая-то возможность, она, безусловно, это сделала бы. Мы бы не возили нашу сельхозпродукцию и другие товары морскими путями. Благодаря Силам безопасности и обороны удается удерживать этот коридор. С каждым годом увеличивается объем нашего экспорта. В 2021 году, последнем довоенном году, объем перевалки в наших портах равнялся около 160 миллионам тонн. Насколько нам известно, 2024 закончился с результатом около 100 миллионов тонн. Это очень хороший показатель. Несмотря на угрозы, на российское нашествие, мы смогли выйти уже на две трети того объема, который существовал до войны. Я думаю, что это абсолютно фантастический показатель.

Судно Pegasus идет по транспортному коридору, созданному Украиной в Черном море. Фото: facebook.com/Ministry.for.restoration
Валентина Самар: Особенно учитывая, что не все порты задействованы, а всего три. Порты Херсона и Николаевщины не используются. Это большой успех. Как долго нам удастся удерживать этот коридор?
Богдан Устименко: Я думаю, что он будет удерживаться и дальше. Опасения некоторых наших партнеров и судовладельцев по поводу минной опасности несколько преувеличены. Украина постоянно работает над реализацией противоминных мероприятий, очень большую работу проводят Военно-Морские Силы. Они отодвинули минную угрозу на безопасное для нас расстояние, чтобы торговые суда ходили беспрепятственно. У нас достаточно мощно работает в этом регионе противовоздушная оборона. Поэтому я думаю, что безопасность судоходства будет существовать и в дальнейшем. Более того, Российской Федерации нет смысла использовать мины. Против наших морских дронов эти мины совершенно бесполезны. Как мы знаем, россияне используют против морских безэкипажных систем только авиацию. Мы знаем также, что россияне достаточно активно используют Черное море для экспорта собственной продукции или ворованной из Украины.
В 2022 году они сбрасывали морские мины с воздуха, с самолетов, сбрасывали мины без якорей со своего флота. Сейчас они понимают: их мины так же будут мешать и их флоту. Я хочу напомнить, что Черное море – один из основных путей экспорта российской нефти, доходы от которой являются основной статьей доходов государства-агрессора.
Валентина Самар: Предлагаю поговорить более широко о морской политике Российской Федерации, которая представляет опасность не только для Украины, а всего Черноморского региона. Последние трагические события, связанные с кораблекрушением российских танкеров, перевозивших нефть «Роснефти». Загрязнено все побережье Крымского полуострова, Тамани, Кавказское побережье, мазут уже добрался до берегов оккупированного украинского Приазовья. Это одна угроза – экологическая опасность. Российский так называемый «теневой флот» поддерживаю здесь нашего коллегу Андрея Клименко – никакой он не теневой, а всем известный. Старые танкеры перевозят и нефть, и зерновые, аграрную, химическую продукцию, угрожая всем странам Причерноморья, ведь Россия использует классические пиратские средства, чтобы избежать санкций. Начиная с оккупации Крыма, многие годы мы наблюдаем за нарушением Россией безопасности на море, например, отключение системы автоматической идентификации (АИС) или искажение данных с помощью GPS-спуфинга. Почему эти нарушения до сих пор не стали основанием для применения действительно жестких санкций в отношении российских судов, их владельцев и портов?
Богдан Устименко: На самом деле, есть все международные механизмы для эффективного противодействия российской агрессии и российскому беспределу в морских пространствах. Все механизмы есть. Они, в частности, четко прописаны в уставе Организации Объединенных Наций. Но, к сожалению, Россию никто не выгоняет из Совбеза ООН, несмотря на то, что у нее нет никаких оснований находиться в ее составе, а тем более быть постоянным членом. Но наш разговор сейчас не об этом.

Российский танкер «Волгонефть-212», попавший в кораблекрушение в Керченском проливе. Нос судна откололся и тонет. Фото: скриншот видео, снятого членами экипажа
К сожалению, система ООН выглядит в этой войне абсолютно импотентно. Потому что Совбез, безусловно, обязан был должным образом отреагировать, начиная от немедленного введения санкций в РФ. Я считаю, что это должно быть полное торговое эмбарго. Это единственная санкция, которая может быть эффективна против российского беззакония. Безусловно, Совбез должен был ввести эмбарго, это во-первых. Во-вторых, мы все забыли об этом, но есть Военно-Штабный Комитет Организации Объединенных Наций. Это орган, прямо прописанный в уставе ООН. И этот орган должен был применить военную силу против РФ, чтобы усмирить агрессора. Но ни того, ни другого сделано не было.
Позиция IMO (Международной морской организации) также известна, к сожалению: IMO называет себя не политическим, а техническим органом, который не может в политической плоскости противодействовать России, скажем так. Несмотря на то, что Россия откровенно нарушает нормы экологического права, откровенно нарушает предписания ООН и самой Международной морской организации. Этот флот, вы правильно сказали, никакой не теневой, и не надо его так называть. Он совершенно прозрачен. Он ходит под флагами известных государств, у каждого судна свой уникальный номер. Но IMO даже не делает какие-либо предписания и не применяет международно-правовые инструменты. Учитывая экологическую опасность, которой этот российский флот подвергает государства и Черного, и Балтийского морей, движение такого флота необходимо немедленно запретить. И мне кажется, что определенные шаги могут быть сделаны в Балтийском море, поскольку там все государства цивилизованные и ситуация более прозрачная и прогнозируемая. В действительности любое прибрежное государство имеет право запрещать проводить определенные действия не только в собственном территориальном море, а также в исключительной морской экономической зоне, если деятельность других государств или флота этих других государств подвергает опасности окружающую среду, в частности морскую среду. Это первый уровень, скажем так, противодействия. Второй уровень противодействия – государства могут объединиться и заключить региональное соглашение, положения которого, конечно, будут опираться на Конвенцию ООН по морскому праву и запрещать определенные действия для определенных судов или определенных государств. Это также записано, если я не ошибаюсь, в статье 58 Конвенции ООН по морскому праву. К сожалению, правовые механизмы не используются сейчас на соответствующем уровне. Но надеемся, что это изменится и, наконец, международное право заработает.

Мертвый дельфин в мазуте на побережье Краснодарского края РФ. Фото: Разлив нефти в Чёрном море / T.me
Валентина Самар: Мне кажется, Россия сегодня делает все для того, чтобы, наконец, демократические и цивилизованные страны сплотились и смогли противостоять. Странам Балтики точно нужно принимать какие-то конкретные решения, потому что ситуация очень угрожающая. По датам: 7 октября 2023 – разрыв подводного газопровода Balticcоnector и линии оптоволоконной связи между Эстонией и Финляндией. 18 ноября – разрыв кабелей связи между Швецией и Литвой и Финляндией и Германией. Декабрь 2024 года – разрыв силового кабеля NordBalt между Эстонией и Финляндией. В то же время, журналисты Newsweek раздобыли патенты специальных китайских устройств именно для разрезания кабелей, расположенных на морском дне или под дном. Судя по изображениям, эти устройства внешне похожи на якоря. А якобы именно якорями силовые кабели и оптоволоконные линии были перерезаны. Таким образом, журналисты приходят к версии о возможных совместных действиях Китая и России, направленных на уничтожение систем коммуникации между Балтийскими странами. Ваша версия?
Богдан Устименко: Мое мнение отличается от версии о специальных устройствах, которые перерезают кабели или вредят другим подводным коммуникациям. Потому что истории известны случаи, когда обычными якорями это все рвалось. На самом деле, некоторые подводные коммуникации очень уязвимы для такого вида повреждений. Хотя, конечно, ни от одной из версий нельзя отмахиваться – все надо проверять. Относительно синхронной деятельности России и Китая у меня нет никаких сомнений. Я хочу напомнить, что в августе 2024 года Российская Федерация создала Морскую коллегию и Владимир Путин назначил ее главой своего главного соратника, давнего друга еще с ленинградских времен – Николая Патрушева. Как мы помним, Патрушев только по первому образованию – инженер по судостроению, но на самом деле он идеологически был и остается агентом КГБ. Это такое необычное усиление морского направления Российской Федерации, которое дает нам безусловные основания полагать, что РФ будет активизироваться в своей морской агрессии, в том числе в подводной агрессии.
Около недели назад у Тайваня был перерублен кабель. В других местах мирового океана также периодически возникают такие ситуации. Ряд экспертов, в том числе и я, считаем, что все это – звенья одной большой цепи, которая идеологически находится, скажем так, между Российской Федерацией и Китаем.
Абсолютно уверен в том, что акты подводных диверсий будут продолжаться. Последний кейс в Балтийском море был не просто диверсией. Это также был акт мести и акт отчаяния, ведь Эстония должна была с февраля 2025 отключиться от единой энергетической системы БРЭЛЛ, кольцо которой проходит через территории Российской Федерации и Беларуси. Поэтому эта последняя подводная диверсия преследует очень четкую цель. Некоторые думают, что это случайность – никакая это не случайность.
Валентина Самар: Когда каждый месяц на морском дне разрываются газопроводы или коммуникации между странами НАТО, можно ли заключить, что таким образом Россия и, возможно, Китай провоцируют противостояние со странами НАТО?
Богдан Устименко: Я думаю, они не провоцируют прямое противостояние. Потому что эти силы совершенно не соразмерны. Я имею в виду силы НАТО и силы Российской Федерации. Военная мощь РФ кратно меньше, чем совокупная сила НАТО. Или даже, скажем так, скелета НАТО – Соединенных Штатов, Британии и других государств-союзников США.
Это свидетельствует о том, что Российская Федерация уже начала свою войну против НАТО. Это гибридная война, и она ведется в тех плоскостях, где НАТО наиболее уязвима, – подводное пространство. Потому что у России, в отличие от НАТО, есть там «ГУГИ». На русском языке это – Главное управление глубоководных исследований. И у этого «ГУГИ» действительно очень серьезные возможности. В это «ГУГИ» очень много вложено денег и вкладывали их давно. Это военное подразделение среди наиболее не обделенных вниманием высшего российского руководства.
Мы можем без сомнения сделать вывод, что следующим шагом эскалации и агрессивных атак будет космическое пространство. Российская Федерация или Российская Федерация и Китай, мы этого еще не знаем, будут осуществлять определенные препятствия, а также акты диверсий в космическом пространстве. Этого нам нельзя исключать. Потому что там у Российской Федерации также есть достаточно возможностей. Пока они наверняка недостаточны для подобных атак, но уверен, в будущем это будет происходить.
Валентина Самар: К сожалению, факты говорят именно об этом. Надеемся, что в Вашингтоне и в Брюсселе люди, очень боящиеся эскалации в российско-украинской войне, наконец-то увидят, что эта эскалация уже происходит, в том числе и на других просторах.