В ночь на 28 сентября на участке трассы Дубки-Мирное случилась трагедия: обвалилось дорожное полотно и автомобиль ВАЗ с людьми провалился в образовавшуюся яму. Шесть человек, в том числе двое детей, погибли. Еще двое детей – в реанимации.
Трасса, на которой произошло это ДТП, можно сказать, знаменита – на протяжении семи последних лет это был один из самых дорогих и одновременно – долгоиграющих строительных объектов в автономии. Менялись правительства – и Украины, и Крыма, на объездную дорогу выделялись сотни миллионов бюджетных гривен, а призванную разгрузить задыхающийся от транзита Симферополь трассу, вместе с несколькими путепроводами, развязками и эстакадой в Дубках никак не могли закончить. Денег подрядчикам все время не хватало. И, как обычно происходит в схеме долгостроев, — объект дорожал, требуя все новых «дополнительных» работ, пересмотра смет, перехода сдачи объекта и, соответственно, финансирования в новый бюджетный год, а там инфляция. (Как пример, напомним школу в Ленино, которая в умелых руках заслуженных строителей «Консоли», созданной в свое время дважды спикером Владимиром Константиновым, за три года подорожала на треть – до 75,5 млн.гривен, при этом сам объект «усушили» по количеству мест школьников вдвое – с 1200 до 600).
По подсчетам издания «Наші гроші», на строительство объездной трассы в общей сложности было выделено 1 миллиард 154 миллиона 400 тысяч бюджетных гривен (подсчитано по заключенным договорам). Наибольшую сумму подрядов получило ЧАО «Юждорстрой» — 745 миллионов 27 тысяч гривен. Только за последние два года в асфальт закатали 503,5 миллиона. Председателем правления, гендиректором и опосредованным совладельцем компании является Игорь Аржанцев, бывший депутатом ВР Крыма от Партии регионов Украины и получивший мандат в Госсовет РК уже по благословению российской партии власти – Единой России. Если следствие по факту гибели шести человек в результате обвала ударной стройки будет полным и объективным – начать следователи СК должны будут именно с «Юждорстроя», невзирая на близость его совладельца к старой-новой крымской власти и принадлежность к российской. Правда, статья УК РФ, по которой Следственным управлением Следственного комитета РФ в Крыму возбуждено уголовное дело, пока повода для веры в справедливость не вызывает –оно возбуждено по признакам состава преступления, предусмотренного ч.3 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам). Будем думать, что переквалификация – дело времени и собранных доказательств.
Строительство трех километров объездной дороги вокруг Симферополя началось еще в 2007 году и стало частью грандиозного проекта, который должен был уменьшить нагрузку на дороги крымской столицы. На протяжении последних лет стройка то замораживалась, то возобновлялась. Так, в августе 2013 года начальник Службы автомобильных дорог в Крыму Валентин Завойчинский заявлял, что строительство было остановлено по причине недофинансирования.
Хотя события свидетельствовали об обратном – всего за месяц до этого Служба автомобильных дорог Крыма провела очередные торги на услуги по строительству именно этого участка. Согласно результатам тендера, «Юждорстрой» получил почти 69,5 миллионов на строительство транспортной развязки. И еще почти девять миллионов гривен были выделены ООО «Дорстрой Монтаж» на работы по освещению.
В ноябре 2013-го на возобновление замороженного строительства в казне нашлись еще 77,6 миллиона гривен. Правда, в этот раз заказ достался «донецким»: тендер выиграло ЧАО «Коммунтранс», соучредителем которого в свое время был Алексей Близнюк, сын экс- министра ЖКХ и народного депутата от Партии регионов Анатолия Близнюка.
Но это было скорее исключение: главным крупным подрядчиком, которому доверяли основные работы по строительству объездной дороги, все же оставалось ЧАО «Юждорстрой». И не только этой: по подсчетам журналистов, «Юждорстрой» вместе со своими дочерними предприятиями ДСУ №5, ДСУ №45 и ДП «Автобаза №4» за последние пять лет «натендерил» около двух миллиардов гривен. Особая удачливость этого ЧАО в тендерах была отмечена в целом ряде публикаций и сюжетов Центра журналистских расследований, в том числе, и касающихся освоения денег на объездную трассу «Симферополь-Николаевка».
Еще полтора года назад «Центр журналистских расследований» сообщал о еще одной, кроме членства в ПРУ, возможной причине привязанности заказчика – Службы автомобильных дорог Крыма к фирме Игоря Аржанцева.
«Похоже, что многое объясняется одним замечательным фактом – офис «Юждорстроя» находится в том же здании, что и «Крымавтодор» — неизменный конкурент ПАО в тендерах, и Крымская служба автомобильных дорог. Кабинеты руководства «Юждорстроя» и «Крымавтодора» и вовсе — расположены на одном, четвертом этаже здания друг напротив друга. Тендерный комитет крымской службы автомобильных дорог находится двумя этажами ниже», — писал тогда ЦЖР.
Сам Игорь Аржанцев в интервью телепрограмме «Вопрос национальной безопасности» уверял – соседство на результаты конкурсных торгов не влияет. Просто так легче «решать вопросы».
«У нас же было свое здание, мы сюда переселились специально. Просто вопросы решать… отрабатывать… быстрее. Это дает определенный эффект. Человек должен 10 раз ездить туда-сюда, чтобы привезти бумажку. Если я взял ее отсюда и перенес туда – что же в этом плохого?», — на голубом глазу пояснял Аржанцев.
Несложную схему этих «туда-сюда» отследить несложно: Госпредприятие и частная фирма в соседних кабинетах слаженно разыгрывали между собой подряды: ЧАО доставалось строительство дорог, обустройство и ремонт, «Крымавтодору» — обслуживание и текущий ремонт. При этом разница цен, предложенных предприятиями, редко превышала 1%, что также может свидетельствовать об отличной коммуникации руководства предприятий.
Поэтому, если, опять таки, следствие будет беспристрастным, есть смысл превентивно поинтересоваться и другими «долгостроями» удачливых дорожных строителей. Три года, к примеру, длился капремонт 5 километров автомобильной дороги Симферополь — Феодосия, на который дочернее предприятие «Юждорстроя» — ДСУ № 45 получил в общей сложности 27 миллионов гривен. Сделок было три. Первую с фирмой заключили еще в 2010 г. В том же году работы и должны были быть выполнены — за 23,83 миллиона гривен. В декабре 2011 г. на «завершение работ» выделили еще 2,06 миллиона гривен, а завершить работы должны были до конца 2012 г. Но в марте ДСУ №45 снова получило еще 1 миллион 952 тысячи 489 гривен на «завершение работ» по капитальному ремонту того же участка.
Напомним также цитатами из наших публикаций о том, кому принадлежит «Юждорстрой», хотя в данном случае речь идет о целом строительном холдинге, структура собственности которого представляет собой ажурную сеть связанных фирм. Их обилие позволяло разыгрывать тендеры между своих, как, например, это было отмечено ЦЖР при проведении торгов на ремонт дорог в Симеизе. или Ливадии, где подряды разыграли между собой афиллированные через цепочки учредителей ООО «Промбаза» и ОАО «Севастопольское управление дорожного строительства».
«Юждорстрой» – одно из старейших крымских строительных предприятий. Около 50 лет назад был создан трест, получивший орден Трудового красного знамени и оставивший после себя такие известные каждому крымчанину и, наверное, гостю нашего полуострова объекты, как самая длинная горная дорога с троллейбусным сообщением, дорога Севастополь-Ялта, и другие. Значительная часть дорог Крымского полуострова была построена именно этим трестом. Дикий капитализм превратил мощную организацию в стремительно разоряющееся предприятие, которое не менее стремительно перешло в частную собственность. Если еще в 1997 году единственным акционером уже ОАО «Юждорстрой» значился фонд имущества Крыма, то в 2000 году акциями владели дочерние предприятия «Юждорстроя». К 2009 году их акции были выкуплены и ими владели 566 юридических и физических лиц.
По данным Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку на конец прошлого года, обладателем самого крупного пакета акций являлось ООО «Союз КДС» (почти 37% акций), также крупными пакетами владели ООО «Карьер Оползневое» и некое физическое лицо, у каждого из них пакеты акций немногим более 15%. Остальные 563 акционера владеют оставшимися 33 процентами. Но чтобы знать, кто сегодня получает основную долю прибыли от более чем успешной деятельности «Юждорстроя», надо знать конечных получателей.
Председатель правления акционерного общества, депутат ВР АРК от Партии регионов Игорь Аржанцев в интервью Центру журналистских расследований отказался назвать физлицо, в руках которого сосредоточен пакет в 15% акций и уверял, что у него самого и десяти процентов не наберется.
Если имя единственного физлица, владеющего крупным пакетом акций, Госкомиссия по ценным бумагам не раскрывает, об учредителях юридических лиц, владеющих вкупе контрольным пакетом акций, мы легко узнали из Единого реестра предприятий и организаций Украины.
Игорь Аржанцев был учредителем обоих юридических лиц. В его собственности — более чем треть уставного фонда «Карьера Оползневое» и доля поменьше в уставном фонде ООО «Союз КДС». 80% уставного фонда держателя самого крупного пакета акций «Юждорстроя» принадлежит Сергею Кирюшко, а, значит, он опосредованно является и владельцем крупнейшего пакета акций крупнейшего крымского предприятия, занимающегося строительством дорог. А в строительство, ремонт и реконструкцию дорог, как известно, государство «закатывает» такие суммы, которые большинству отраслей и не снились.