По закону каждый украинский водитель имеет право ездить по дорогам без ям и трещин, с вовремя подведенной разметкой и установленными дорожными знаками. Но привлечь кого-либо к ответственности за невыполнения этой нормы закона на практике крайне сложно. Так, в Симферополе за состояние дорог отвечает коммунальное предприятие, в штате которого восемь человек. «Центр» выяснил, как доказать свою правоту в случае, если яма или лед на дороге стали причиной ДТП.
Коммунальные службы к весеннему гололеду оказались не готовы, и машины на скользких улицах бились повсеместно. 9 марта, на углу улиц Воровского и Ленина в течение часа в ДТП попали свыше десяти автомобилей. Автомобиль CHERE, которым управляла Татьяна Мельникова, скользнул под кузов грузового автомобиля. Несмотря на то, что дорога была покрыта льдом, виноватым остался водитель.
«ГАИ приехала, очень формально рассмотрела наши вопросы, — вспоминает Татьяна Мельникова. — Всем написали превышение скорости и несоблюдение дистанции. То, что покрытие не соответствует безопасному, не упоминалось ни в протоколе, ни в беседе, и мы сами виноваты».
Участники массового ДТП и в суд ходили массово – выступая друг у друга свидетелями. Но это доказать правоту водителей не помогло.
«Мы дружной командой пришли в суд, который несколько дней откладывал заседания, но в итоге вынес решение о том, что дистанция не соблюдена, скорость превышена. И мы должны были оплатить минимальный штраф в размере 340 гривен. Я думаю, что нам такое низкое наказание дали только благодаря участию ассоциации и тому, что мы дружно взаимодействовали в этом вопросе», — говорит водитель.
И в такой ситуации может оказаться каждый, поскольку непонятно, как можно на катке соблюдать безопасную дистанцию, и как не превысить скорость, если потерять управление в те дни могли даже стоящие автомобили.
«При такой ситуации грамотный водитель, если у него не оборудован автомобиль зимней шипованой резиной, должен был принять вправо, остановиться и никуда не ехать», — советует начальник городского Управления ЖКХ Симферополя Анатолий Рогов. Он утверждает, что ждать придется недолго – по нормативам, . На обработку всего города отводится порядка 4-4,5 часов.
О том, что творилось на улицах Симферополя весной 2011, хорошо помнят в Управлении жилищно-коммунального хозяйства города. Начальник Управления Анатолий Рогов признает, что в таком случае рассчитывать на оперативную работу дорожных служб не стоит – если под колесами вашего автомобиля лед, начальник УЖКХ советует… принять вправо и остановиться. Пока дорогу не обработают – а это достаточно долго. По нормативам, утверждает Анатолий Рогов, дорожные работники должны обработать противогололедной смесью весь город.
«Центр» в те дни следил за непростой ситуацией на дорогах Симферополя, и мы можем напомнить Анатолию Рогову, что тогда ждать даже пять часов, по сути, было бесполезно – оказалось, что в городе нет песка, а аварийная служба распущена, и дороги Симферополя в итоге таяли сами.
Но проблема обледенения меркнет в сравнении с ямами, которые в изобилии присутствуют на дорожном покрытии Симферополя. По информации А. Рогова, в этом году на ремонт и поддержку улично-дорожной сети крымская столица получила из Госбюджета Украины в качестве субвенции 24 миллиона 200 тысяч гривен. Это – только те деньги, распорядителем которых является горсовет. Через Главное управление капитального строительства при Совете министров Крыма и Укравтодор на дороги Симферополя в этом году намерены потратить около 100 миллионов гривен. Что касается тех сумм, которыми распоряжается горсовет, то на данный момент потрачен один миллион 700 тысяч гривен, большую часть денег еще предстоит освоить. Тендеры на закупку работ уже объявлены, и подрядчики будут определены в ноябре. «Подрядчики, которые привлекаются горсоветом, это наши, симферопольские организации. «Юждорстрой», это наш (депутат Верховной Рады Крыма, — ред.) Аржанцев Игорь», — приводит Рогов в пример фирму, часто получающую подряды на ремонт дорог в Симферополе
Но подрядчики несут ответственность только перед заказчиком. Перед налогоплательщиками за разбитые дороги отвечает тот, на чьем балансе они находятся.
В июне 2011 года решением Городского совета Симферополя дорги, ливневки, мосты и пешеходные переходы были переданы с баланса обанкротившегося коммунального предприятия «Бюро дорожного надзора» на баланс коммунального предприятия «Симспецмонтаж». Формально именно это предприятие теперь несет ответственность за состояние дорог в городе. Но случись что, спрашивать будет, по сути, не с кого. «Симспецмонтажу», в активе которого — автовышка, легковой автомобиль и восемь человек штата, под силу лишь установка дорожных знаков и обслуживание светофоров.
На вопрос, как получилось, что предприятие отвечает за хозяйство, с которым не может справиться, директор КП «Симспецмонтаж» Сергей Хомяк разводит руками, и пытается найти объяснение: «Такая ситуация сложилась в городе. В этом вина не только пришедшей команды, новой – и прошлой»
А «приданое», доставшееся «Симспецмонтажу», оказалось проблемным. Госавтоинспекция Симферополя совместно с представителями общественности и балансодержателя уже завершила комиссионное обследование улично-дорожной сети города. В составленных по результатам осмотра актах есть все – от отсутствующих дорожных знаков до дыр, в которых запросто может остаться колесо автомобиля. И эти дыры зияют уже не первый год. Так, на краю канавы, отрезавшей улицу Ухтомского от второстепенной дороги, уже успело вырасти дерево. По результатам обследования ГАИ направила в горсовет Симферополя предписания об устранении недостатков, которых в этом году комиссия насчитала около двух тысяч. Они же направлены в прокуратуру города. Повторное обследование выявит, как эти предписания выполняются. Если подвижек не будет, в ГАИ обещают принять меры административного воздействия.
[xvid v=vibiraemdurakovpoluchaemdorogi.flv i=derevovyame.jpg]
Так или иначе, согласно Закону Украины «Об автомобильных дорогах», за все дороги ответственность несет балансодержатель – в Симферополе это либо «Укравтодор», либо коммунальное предприятие «Симспецмонтаж». Согласно закону Украины «О дорожном движении», участники дорожного движения имеют право на безопасные условия и соответствие автомобильных дорог нормам и стандартам. Этот же закон предусматривает, что лица, ответственные за эксплуатацию этих дорог, несут ответственность вплоть до уголовной.
Если вы попали в аварию, причиной которой стало ненадлежащее состояние дорог, юристы рекомендуют вызывать на место происшествия, как сотрудников автоинспекции, так и представителей балансодержател. Также необходимо найти свидетелей происшествия. Далее важно проконтролировать, чтобы информация о состоянии дорожного покрытия была занесена в протокол и отображена на схеме ДТП.
«Надо настаивать, чтобы было отмечено, где яма, расстояние до нее, ширина, глубина выбоины, — советует юрист Тефук Гафаров. -У всех есть телефоны – можно зафиксировать дефект, чтобы потом это служило доказательством в суде. После того, как будут оформлены все документы, в протокол внесены все данные, желательно, чтобы протокол составлялся не в отношении водителя. Статья 140 кодекса об административном правонарушении предусматривает ответственность работников коммунальных служб за ненадлежащее состояние дорог, тем более, если они привели к каким-то последствиям в виде аварии».
Стратегически важным в отстаивании своего права на исправные дороги является то, признает ли суд виновным в совершении ДТП водителя. Если свою невиновность удастся доказать, можно приступать к следующему этапу – требовать в суде материальной компенсации от того, кто отвечает за состояние дорог.
Вполне возможно, что в Крыму одним таким прецедентом, когда за ненадлежащее состояние дороги отетят по закону, станет больше – в Керченский городской суд поступили административные материалы в отношении должностного лица коммунального предприятия «Жилавтосервис-Керчь», которое отвечает за так называемый «Горьковский» мост. За полгода здесь, практически на одном и том же месте произошло четыре кровавых ДТП.
Смотреть телепрограмму «Вопрос национальной безопасности»