Практически непригодные для нормального передвижения дороги у нас обсуждаются на всех уровнях: народ возмущается, общественники поднимают шум, дорожники разводят руками (дайте денег – сделаем), власти бодренько отчитываются (запланировано, учтено, бюджетом предусмотрено и т.п.). И так происходит из года в год.
Как показывает опыт (и здравый смысл), одно из основных препятствий для решения дорожной проблемы — отсутствие рычагов давления на должностных лиц, ответственных за состояние наших дорог. Вернее, рычаги-то есть, только на практике они не работают так, как должны. А, если некого привлечь к ответственности, то и перспектива улучшения весьма сомнительна.
Дорожная обстановка в крымской столице в этом смысле — наглядный пример. Как уже писал AUTOinvestigator, в Симферополе за состояние дорог формально отвечает коммунальное предприятие «Симспецмонтаж», решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета в июне 2011 года ставшее преемником КП «Бюро дорожного надзора».
За нарушение норм и стандартов по содержанию улично-дорожной сети, а также за невыполнение требований ГАИ Симферополя по устранению этих нарушений директор «Симспецмонтаж» Сергей Хомяк регулярно привлекается к административной ответственности. Но если проанализировать решения судов, принятые в отношении него, то вырисовывается интересная картина.
По данным, которые мы почерпнули из Единого реестра судебных решений, наказать директора КП «Симспецмонтаж» за минувшую зиму удалось лишь единожды. 29 февраля 2012 года решением Центрального райсуда Симферополя в соответствии со ст. 140 КУоАП Сергея Хомяка обязали уплатить штраф в размере 900 гривен за то, что вовремя не были ограждены опасные участки дороги. В результате «недосмотра» произошли два ДТП, в которых автомобили получили механические повреждения.
21 февраля этого года Апелляционным судом АРК были отменены два решения Киевского районного суда Симферополя, по которым за невыполнение законных требований (предписаний) должностного лица ГАИ по устранению повреждений дорожного полотна, уличного освещения и разметки, директору КП грозил штраф аж в 255 грн.
Кроме этого, в базе данных Единого реестра судебных решений нами найдены еще три постановления Суда Железнодорожного района (от 2 декабря 2011 года и два – от 8 февраля 2012 г.), в которых судья Гнусарев В.К. не увидел в действиях директора КП «Симспецмонтаж» состава административного правонарушения.
На все обвинения у Сергея Хомяка ответ «железный»: «КП «Симспецмонтаж» лишено возможности самостоятельно содержать в надлежащем состоянии объекты улично-дорожной сети по причине не выделения бюджетных средств на данные цели. Неоднократные обращения в адрес Симферопольского горсовета, управления ЖКХ по вопросу выделения бюджетных средств балансодержателю дорог Симферополя для обеспечения безопасных условий дорожного движения, надлежащего содержания улично-дорожной сети города до настоящего времени оставлены без внимания. КП «Симспецмонтаж» не является распорядителем бюджетных средств, а предприятием применены все необходимые принципы, направленные на надлежащее содержание автомобильных дорог».
То есть, фактически директора данного коммунального предприятия сделали «мальчиком для битья», ведь зачем тогда организацию, не имеющую возможности содержать улицы в должном состоянии, сделали ответственной за это? Ответ напрашивается сам собой: значит, это кому-то выгодно.
Информация, касающаяся дорожного ремонта не доступна широкому кругу простых граждан: мало кто знает, с кем и на каких условиях подписываются договоры дорожного строительства и ремонта и сколько средств на этом ежегодно «зарывается в землю». И в этом плане большая часть вины лежит на журналистах, которые не следят за тендерами на эти подряды, качеством их выполнения и не утруждают себя «тяжелой» темой контроля за расходованием бюджетных денег. Поэтому и чувствуют себя чиновники так вольготно. Между тем, даже беглый анализ результатов «дорожных» тендеров дает основания говорить о существовании коррупционных схем: побеждают одни и те же фирмы (особенно везет в этом фирмам-прокладкам типа «Строй-центр 2» или фирмам крымского депутата И.Аржанцева»), а конкурентами выступают одни и те же спарринг-партнеры (все о тендерах — в разделе «Публичные деньги»).
Но вернемся к судебным решениям, которые позволяют ГАИ, в свою очередь, тоже лишь разводить руками: мол, что мы можем сделать?! Есть постановление суда, против него не попрошь. И продолжают составлять протоколы, выдавать предписания, писать письма мэру и получать в ответ обещания все исправить, когда будут выделены средства. А уж результаты этих «исправлений» мы можем наблюдать каждый день.
Вот и получается, что наш суд по-прежнему самый гуманный суд в мире. Только у простых людей от этого гуманизма жизнь как-то не улучшается.
Юристы говорят: вину дорожных служб доказать непросто, однако прецеденты имеются. Если, не дай Бог, случилось попасть в ДТП из-за отвратительного состояния дороги, не работающего светофора или вовремя не огражденного опасного участка, можно и нужно подавать в суд. Но, только доказав, что ваш автомобиль находился в исправном состоянии, и вами были соблюдены ПДД, можно свидетельствовать о прямой вине дорожных служб, отвечающих за состояние дорог.
Так что смысл в судебных разбирательствах есть, а уходя от них, мы только будем содействовать сохранению нынешнего порядка вещей, при котором должностные лица с легкостью уходят от ответственности и продолжают дальше недобросовестно выполнять свои обязанности, создавая аварийные ситуации на дорогах.
AUTOinvestigator призывает всех, кому надоело ходить и ездить по «убитым» дорогам: не ждите, что все изменится в лучшую сторону само собой! Пишите жалобы в прокуратуру, заявления в ГАИ, в исполкомы ваших местных советов (как правильно составить жалобу — читать здесь). Фотографируйте улицы, на которых живете, и ямы, которые мешают вам жить и присылайте их нам. Только совместными усилиями можно заставить власть работать на наше с вами благо.
Фото «Центра» и AUTOinvestigator