К изучению темы бесплатного школьного питания нас подтолкнули навевающие грусть результаты тендеров на закупку продуктов и услуг по их превращению в пищу для наших детей, особенно – из нуждающихся семей. Скудные школьные завтраки превращаются в наваристые обеды для тех, кто продает-покупает просто золотые яйца или кур по цене страусятины. Новая серия материалов «Центра» в нашем цикле «Дети – это святое?» будет посвящена организации питания школьников в различных регионах Крыма. Мы приглашаем к участию в нашем исследовании всех заинтересованных в том, чтобы качество и количество школьных завтраков и обедов соответствовало даже не партийным лозунгам и обещаниям, а установленным нормам. Начинаем с Симферополя – столицы автономии, где, казалось бы, и бюджет — повесомее, и представительство властей всех уровней и ветвей сконцентрировано в одном месте, а потому питание школьников не должно быть проблемным. Однако на поверку оказалось, что стоимость и, соответственно, меню школьного завтрака здесь – чуть ли не самые скудные в Крыму.
Обратите внимание: всякий раз, когда речь идет о школах, а тем более — о питании школьников, представители власти приводят нам обобщенную, а потому невразумительную статистику: сколько работает школьных столовых, сколько детей получают бесплатное питание и сколько средств вообще выделяется на его организацию. Но нам нигде не удалось найти озвученной цифры, которая бы говорила сама за себя: сколько стоит один завтрак (обед), не говоря уже о калькуляции суммы. К примеру, возьмем сообщение, выложенное на сайте Совета Министров АРК 29 марта. В небольшом материале под заголовком «В крымских школах для организации питания школьников работает 429 столовых», министр образования и науки, молодежи и спорта АРК Виталина Дзоз сообщает о том, что самые высокие показатели выполнения норм питания в крымских школах наблюдаются в учебных заведениях Красноперекопского района. К сожалению, в этом сообщении ни слова не говорится о том, каковы же эти нормы в абсолютных цифрах, и сколько школ до них не дотягивают, а также — каков уровень финансирования реальных потребностей в различных городах и регионах. А ведь это именно та информация, которая интересует родителей.
Добрые тети, щедрые дяди
Но начнем с инструкции – нормативно-правовых актов, которые регулируют порядок организации питания детей в школах (и которые, к слову, вы не найдете в соответствующем разделе сайта минобразования Крыма). Постановлением КМ Украины № 116 от 2 февраля 2001 года был утвержден Порядок предоставления услуг по питанию детей в дошкольных, учеников общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений, которым и определены категории учащихся, которым положено бесплатное , то есть, из бюджета оплаченное питание. На таковое имеют, в частности, право: учащиеся 1-4 классов; дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки; дети из малообеспеченных семей, которые получают соцпомощь для малообеспеченных.
Порядок также определяет режимы питания, для названных категорий учащихся он одноразовый и это – завтрак. Нормы питания для учеников общеобразовательных школ устанавливаются не в граммах, а в денежной форме, а она, в свою очередь, высчитывается в процентном соотношении от суммы месячного прожиточного минимума для детей от шести до 18 лет, а именно – не более, чем два процента. Прожиточный минимум для детей указанного возраста на 1 января 2012 год Кабмином был установлен в сумме 1 112 гривен, на 1 апреля – 1 134 грн., а к 1 декабря сумма должна вырасти аж до 1 197 грн. Таким образом на сегодня предельная, двухпроцентная планка денежной нормы питания (ДНП) составит 22 гривни 68 копеек. Но это – в день, а тот же Порядок устанавливает предельную стоимость завтрака (не более 25 % ДНП), обеда (не более 40%), полдника (не более 10%) и ужина (не более 25 % отДНП). Поэтому наши завтраки по своей стоимости не должны превышать 5 гривен 66 копеек.
Кроме того, согласно постановлению Кабинета министров Украины от 22 ноября 2004 года (№1591), школьный обед должен состоять из четко определенного набора продуктов (приложение №7 к постановлению), его стоимость рассчитывается из сметы, утвержденной местными органами власти на школьное питание. Меню, как сообщили нам в отделе образования Симферопольского горисполкома, расписывается на две недели и утверждается СЭС.
Существенный момент, на который нельзя не обратить внимание. Постановления КМ, которые регулируют питание детей, устанавливают только верхнюю планку денежной нормы и стоимости завтраков-обедов-полдников. Нижней черты, за которую добрые тети и дяди, распоряжающиеся бюджетными деньгами, не имеют право заступить, откусив от детского пирожка на свои нужды, просто не существует! «Не более» – гласят все определения норм, то есть, не дай Бог, больше детям достанется, поэтому верхняя межа везде и выписана.
Но для симферопольских детей завтрак и за 5 гривен 66 копеек – недостижим. Добрые тети и щедрые дяди в Симферопольском горсовете установили норму в 4,5 гривны. Но, как удалось нам выяснить, еды в них – только на половину суммы. Остальное — оплата коммунальных услуг, зарплата персоналу столовых и даже их форменная одежда.
В бюджете города – дефицит на питание школьников
Согласно информации на сайте «Вестника государственных закупок» в этом году тендер на организацию бесплатного питания в школах Симферополя проводился уже три раза.
Первые торги, которые прошли в январе, были отменены в связи с тем, что к оценке было представлено менее чем два участника. Видимо, в Симферополе нет предприятий, желающих вести бизнес за счет бюджетных заказов. И это обстоятельство позволило управлению образования Симферопольского горсовета, провести в марте второй тендер, уже использовав процедуру закупки у одного участника. Договор был подписан с коммунальным предприятием «Общепит» на сумму 1 миллион 19 тысяч 530 гривен, и эта сумма была выделена на организацию школьного питания на период февраль-март 2012 года.
Третий тендер был проведен в апреле и его победителем также было признано КП «Общепит». Согласно тендерной документации, на осуществление бесплатного питания школьников на протяжении 2012 года было выделено 11 миллионов 500 тысяч 755 гривен.
Получается, что всего на питание в 49 симферопольских школах в этом году коммунальному предприятию должно было быть выделено более 12 миллионов гривен.
Каково же было наше удивление, когда в ответе на информационный запрос управление образования Симферопольского горсовета сообщило, что в 2012 году в бюджете города запланировано всего 10 миллионов 812 тысяч 200 гривен.
А где же город найдет еще примерно полтора миллиона, на которые с поставщиком уже подписаны договоры? В управлении образования Симферопольского горсовета «Центру» пояснили, что, действительно, в 2012 году в бюджет города была заложена меньшая сумма на питание, чем требуется на самом деле.
«Денег было выделено на сессии столько-то, торги были проведены на другую сумму, так как у нас есть такая потребность. На декабрь месяц у нас нечем будет перекрывать, но мы будем оплату производить в январе за декабрь, по итогам, по исполнению бюджета», — пояснила начальник управления образования города Татьяна Сухина.
В общем, за счет каких средств будет оплачиваться питание школьников в декабре, непонятно, но есть вариант, что долг перейдет на следующий год и будет покрыт январскими, а те, в свою очередь, — февральскими? Понять, как работает эта система изнутри, нам помогла директор коммунального предприятия «Общепит» Лариса Лазебная.
Оказывается, такая ситуация уже далеко не первый год. В начале 2011 года задолженность Симферопольского горсовета перед предприятием составляла 780 тысяч гривен. По ее словам в этом году коммунальное предприятие даже выиграло суд, который обязал Симферопольский горсовет заплатить невыплаченную сумму. Как указано в решении Хозяйственного суда от 5 марта 2012 года, «из материалов дела усматривается, что указанная задолженность возникла в связи с тем, что управлением финансов городского совета контрольными цифрами при планировании бюджета на 2011 год не была учтена кредиторская задолженность, в том числе и перед истцом (КП «Общепит), которая образовалась по состоянию на 01.01.2011 года, и финансирование осуществлялось без учета данной кредиторской задолженности».
Попросту говоря, городские власти просто забыли заплатить, ну, или захотели забыть, и простите, «забили» на это обстоятельство при составлении бюджета.
А в этом году все повторилось в точности, но только до суда дело уже не дошло, зато власти Симферополя установили, что в году – 11 месяцев. Как сообщила Лариса Лазебная, в начале 2012 года, несмотря на то, что средств на оплату услуг по питанию школьников за декабрь 2011 года, уже по традиции, не поступило, из городского бюджета были выделены средства на январь и февраль. «Выделили деньги на январь и февраль, но ассигнований на декабрь месяц не хватило. И они с января и февраля взяли 560 тысяч и закрыли год. Ну, надо ж как-то закрыть 2011 год!», — рассказала Л.Лазебная.
Поскольку у предприятия уже не было средств кормить школьников в долг, директор была готова остановить работу «Общепита»: «Это было в феврале. У меня не осталось денег — они ж забрали у меня 560 тысяч, и у меня кончились ассигнования. И я написала письмо, что кончились средства и я прекращаю питание».
Симферопольский городской совет, видимо, не стал ждать очередного суда или просто — скандала после прекращения питания в школах, и принял решение о срочном проведении тендера. И, как сообщила директор «Общепита», буквально за пару дней были подготовлены все документы и подписан договор на сумму в 1 миллион 19 тысяч гривен – оплата за услуги питания за февраль и половину марта.
Теперь понятно, зачем так внезапно управлением образования Симферополя был проведен тендер всего на один миллион, а не на всю сумму, заложенную в бюджете на этот период.
При таких раскладах неудивительно, что директор КП довольно неопределенно и пессимистически высказывается по поводу финансирования питания школьников на всю сумму — 12 миллионов гривен. «Мы сейчас на 9 миллионов уже подписали договор. Дальше все зависит от того, дадут ли ассигнования либо остановят питание. Что-то одно из двух будет. Могут прекратить питание, но когда выборы уже пройдут. Октябрь — уже все, что хочешь, можно будет делать», — грустно говорит Л.Лазебная.
Как и чем кормят симферопольских школьников за 4,5 гривны
В ответе на информационный запрос управление образования Симферопольского горсовета сообщило, что стоимость бесплатного питания составляет 4,5 гривны в день на одного ребенка 1-4 классов, 6 гривен – для детей льготных категорий, 9 гривен – для детей льготных категорий, обучающихся в специальных учреждениях.
Начальник управления образования города Татьяна Сухина подтвердила тот факт, что денег на питание школьников в соответствии с нормами не хватает и приходится делать замены продуктов. Под замену, заметим, попадает не просто самое дорогое из продуктов, оно же – и самое необходимое для растущего организма, особенно для детей из необеспеченных семей. «Мы никогда не скрываем, что мы нормы на 100% не выполняем. Не выполняем по таким продуктам как рыба, мясо и творог, но, во всяком случае, бесплатное горячее питание весь год без перебоев. Меню утверждает СЭС, оно за ним и следит, бывает, конечно, что замена блюд, по какой-либо причине. Допустим не было денег, мы не срываем питание, но конечно какое-то изменение происходит», — рассказала Т.Сухина.
При этом, как оказалось, только в Симферополе на питание школьников выделяется такая мизерная сумма. По словам Ларисы Лазебной, сегодня практически по всей Украине и даже в Крыму стоимость бесплатного питания на одного ребенка составляет около 7 гривен в день, и только в Симферополе третий год подряд городской совет выделяет лишь 4,50. Даже в Симферопольском районе стоимость бесплатного питания составляет 7,5 гривен.
Чтобы убедиться в этом, достаточно «погуглить» словосочетание «норма питания детей в школах 2012» . К примеру, в Житомире, городе с аналогичным количеством жителей, городские власти на этот год приняли следующие нормы : для учеников 1-4 классов – 6.90 грн (горячие завтраки), для детей льготных категорий – 8.00 грн. (обед). В сообщении указывается, что на 2012 год из бюджета на бесплатное питание детей выделено 20,6 млн. гривен. Киевские нормы еще выше – за 10 гривен.
Почему же в Симферополе городская власть в течении уже нескольких лет не пересматривает денежные нормы питания для школьников, хотя и инфляция, и цены на месте не стоят? Наверное, потому же, почему и в бюджете города уже не первый год закладывается сумма заведомо заниженная от реальной потребности. И наверняка — от большого уровня ответственности и профессионализма, которыми так славится мэр и весь депутатский корпус столицы Крыма.
Как сообщила нам Л. Лазебная, на самом деле, на продукты питания из этой суммы приходится только половина денег!Теперь самое забавное – сколько еды в завтраке за 4,50?
«Половина, 50 процентов от суммы уходит на коммунальные услуги, на топливо, на форму, на зарплату. Надо также оплатить ветврача (контроль продуктов – ред.), чтобы мы детей не потравили, и, получается, что мы уже кормим не по 4,50, а по 2, 25»,- признала Лариса Лазебная.
И без калькулятора понятно, что на такую сумму, наверное, любое предприятие не сможет нормально кормить школьников, а если будет – то обанкротится. Директор КП объяснила, что во многом их выручает продажа буфетной продукции и другая хозяйственная деятельность: «Пока нам еще удается нормально осуществлять питание в школах, хотя уже есть убытки: за февраль и март — на 250 тысяч гривен. В целом же долг КП перед поставщиками составляет уже 1 миллион 800 тысяч гривен».
Общеизвестно, что практически во всех школах города помимо бесплатных завтраков, существует такая услуга как питание за счет родителей. По словам Л. Лазебной, при желании родители платят 8-12 гривен в день за дополнительный обед. То есть, ученики начальных классов могут позавтракать за бюджетные деньги, но если они остаются в школе до 5 вечера, то обедают уже за «свои». И во всех школах обеды стоят по-разному: от шести до 12 гривен, в зависимости от уровня школы, говорит Л.Лазебная.
Большинство родителей школьников, с которыми мы общались в разных школах города, подтверждают, что доплачивают за «бесплатное» питание своих детей. При этом в некоторых школах такая доплата, чуть ли не обязательна: еженедельно классный руководитель собирает с родителей деньги, а потом заказывает питание на весь класс.
При этом большинство опрошенных нами родителей оказались довольными организацией питания в школах. Чего греха таить – многие родители довольны уже самим фактом того, что для их детей выделяются бесплатные завтраки. Для детей же из т.н. неблагополучных семей школьные завтраки – вообще единственная возможность поесть горячую еду. И это – ни для кого не новость. Или кто-то из депутатов Симферополя об этом не знает?