Объявленная президентом реформа здравоохранения тормозит по многим причинам. Но на поверхности – высокий уровень коррупции сверху донизу и наоборот, поскольку больное и изможденное недофинансированием тело нашего государственного и коммунального здравоохранения облепило множество частных фирм-прилипал, принадлежащих бывшим и действующим чиновникам от медицины. Денег у власти на бесплатную – гарантированную Конституцией – медицину нет. На себя бы хватило. И мы уже давно оплачиваем медицинские услуги, никак не контролируя, куда уходят наши деньги. Но догадываемся, в чьих карманах они оказываются. Убрать эту коррупционную схему просто – легализовать платные услуги, но для этого надо убрать из Конституции норму, которая давно не работает. Но впереди 2015 год, год президентских выборов, и власть ни за что не пойдет на этот честный, но непопулярный шаг. К тому же, против будут те, кто делит наши деньги из «благотворительных фондов».
Поэтому наши реформаторы предлагают полумеру: бюджетные учреждения реорганизовать в коммунальные, то есть, перевести своего рода на хозрасчет и содержать за счет оказания платных услуг. Но всем ли медицинским учреждениям показан такой метод лечения? Каким тернистым может оказаться этот путь и сколько интересов на нем может столпиться продемонстрировал выплеснувшийся в публичную сферу конфликт между руководителями двух родильных домов Симферополя.
Роддом — коммунальное предприятие: за и против
Вкратце позиции сторон на нынешней стадии конфликта можно описать так. Главврач первого роддома Симферополя Петр Баскаков (в том числе и посредством СМИ) настоятельно призывает городскую власть выполнить ее же решение и реорганизовать либо оба роддома, соединив их в один, либо только первый роддом в коммунальное предприятие. Теперь уже экс-главврач второго роддома Ирина Глазкова и мэрия Симферополя, где ее супруг — заместитель городского головы Илья Глазков курирует и сферу здравоохранения, пока категорически против. Поскольку считают, что нет достоверных экономических расчетов и наработок в пользу такой реорганизации. Кампания в СМИ против Глазковых подкрепилась проверками роддома №2, что, по словам Ильи Глазкова, является давлением и на него. На прошлой неделе в коллективах обоих роддомов прошли собрания с участием городских властей. Неожиданно Ирина Глазкова подает заявление об увольнении, а мэр Симферополя Виктор Агеев мгновенно его подписывает, что означает – решение было согласовано. Но мало кто сомневается, что ее влияние в родном роддоме №2 после отставки станет слабее. Чего ожидать далее? Попробуем разобраться в ситуации детальнее.
Сегодня в Украине действует программа правительства «О реформировании здравоохранения», в ее рамках было принято постановление Кабмина, по которому лечебные бюджетные учреждения постепенно реорганизуются в коммунальные неприбыльные предприятия. Это положение было включено и в Концепцию развития здравоохранения Симферополя на 2011-2015 годы, а в прошлом году горсовет принял решение, в котором отдельным пунктом значилось создание на базе первого городского клинического родильного дома коммунального предприятия. Главврач первого роддома Петр Баскаков видит эту реорганизацию так: «Коммунальное предприятие заключает с городом договор на оказание конкретного объема услуг. Город платит деньги за выполненный объем работ только в том случае, если женщины родили бесплатно, если им предоставили качественное медобслуживание, получила медикаменты, питание и т.д. Если все это выполнено, только тогда город дает деньги. В этом преимущество и прогрессивность этой системы».
На базе же роддома №2 планировалось создать Республиканский перинатальный центр, а его имущество передать на баланс республики. Однако в Совмине решили не экономить и реконструировали для перинатального центра бывшее здание диагностического центра, вытеснив оттуда арендатора — частную клинику «Генезис». Второй роддом сохранился, хотя часть его сотрудников и перетекла в перинатальный центр, при этом кафедра медуниверситета осталась.
Но на базе роддома №1 коммунальное предприятие так и не было создано. «На протяжении двух лет я предлагал самые различные формы проведения этой реформы в интересах громады. Каждый из родильных домов Симферополя в среднем принимает 3,5-4 тысячи родов в год. И уход части родов в перинатальный центр предопределяет, что третий родильный дом в Симферополе не нужен, что. в общем-то, и произошло по факту», — говорит главврач.
По задумке Петра Баскакова, вместо двух роддомов в Симферополе целесообразно оставить один. По его расчетам, в таком случае экономия городского бюджета составит около 10 миллионов гривен в год. Однако в городском совете от этой идеи отказались.
Но Петр Баскаков предлагает и иной вариант: если не объединить два роддома, то создать на базе первого коммунальное предприятие в качестве пилотного проекта и сравнить результаты через год. Но на это городские власти тоже не идут. По словам начальника управления охраны здоровья горсовета Симферополя Ларисы Козловой, создание коммунального предприятия в горсовете обсуждалось, но экспериментировать с роддомом, не имея обоснованных экономических расчетов, рисковать нельзя.
Теперь уже экс—главврач роддома №2 Ирина Глазкова, которая возглавляла учреждение с тех пор, как ее предшественник и супруг Илья Глазков стал заместителем городского головы Симферополя, опасается: в случае создания коммунального предприятия, большинство территорий роддома станут массово сдаваться в аренду частным структурам
Но Петр Баскаков уверяет: коммунальное предприятие не превратится в частный бизнес, поскольку всё имущество роддома находится на балансе города
Пока же противостояние двух главврачей симферопольских родильных домов достигло апогея. Ирина Глазкова открыто обвиняет Петра Баскакова в рейдерском захвате, тот, в свою очередь, пеняет на избирательный подход городских властей из-за семейных отношений главврача 2 роддома и вице-мэра.
«Есть странное совпадение, что главврач роддома является женой заместителя городского головы, курирующего это направление. Бюджет города выделил на родовспоможение 38 миллионов. При этом родильному дому №1 на этот год при тех же 110 койках — 15 миллионов, а роддому №2 — 23 миллиона», — приводит пример П.Баскаков.
И. Глазкова парирует: роддому № 1 горсовет выделил больше средств на ремонт.
«За 2012 год на финансирование 2 роддома, на непосредственные нужды, в том числе, на проведение ремонтных работ, выделено 89 тысяч, а ремонтные работы и нужды первого роддома выделено 500 тысяч гривен. Поэтому у меня вопрос, какой роддом приоритетно финансируется», — говорит И.Глазкова.
Петр Баскаков пошел дальше и затронул самую чувствительную сферу, по сути, публично обвинив горздрав в манипуляциях со статистикой детской смертности. По словам Баскакова, во втором роддоме детская смертность выше: этот показатель в роддоме №1 составляет около четырех промиллей (четыре смертельных случая на одну тысячу родов), а в роддоме №2 приближается к 30.
В свою очередь, Ирина Глазкова считает, что показания роддомов за прошлые годы нельзя сравнивать, поскольку именно во 2 роддоме до открытия перинатального центра концентрировались все патологические роды. После того, как такие беременные перешли в перинатальный центр, показатели сравнялись, уверяет главврач.
Вице-мэр Симферополя Илья Глазков признает, что сама идея создания коммунального предприятия хороша: будут экономиться бюджетные средства. Однако о конкретной реализации говорить рано, считает заммэра, поскольку Петр Баскаков не предоставил четкого бизнес-плана по одному роддому, а предложил создать коммунальное предприятие на базе двух роддомов. А на это городская власть не пойдет – уверяет Глазков.
«Сейчас бюджет двух роддомов составляет 37 миллионов: это 90% зарплата и коммунальные платежи. Объясните мне, как их можно уменьшить? Увольнять людей? Да, вариант. Сдать в аренду помещения? Да, вариант. К чему это приводит? К социальной напряженности, потому что люди остаются без работы, увеличивает затратную часть горожан на оказание услуги, и это бизнес-структуры, которые входят и получают какое-то здание. А поверьте, здания на ул.Б.Хмельницкого, в центре города – довольно лакомые», — считает вице-мэр.
Илья Глазков клятвенно заверяет: дело не в личной неприязни к Петру Баскакову, только лишь в экономических показателях бизнес-плана. Между тем, конфликт между четой Глазковых и Петром Баскаковым вышел в публичную сферу, а в обоих роддомах появились различные проверки. Обе стороны обвиняют друг друга в их организации. Как выяснилось в ходе интервью с Ильей Глазковым во вторник утром, было решено, что Ирина Глазкова уйдет с поста главного врача. В том числе и для того, чтобы, покончить с обвинениями о преференциях мэрии для роддома №2 и конфликте интересов.
С «Генезисом» по жизни
Гипотеза природы конфликта, родившаяся в результате общения не только с медиками и чиновниками, в него вовлеченными, сводится к тому, что в реорганизации родильных домов заинтересованы те частные фирмы, которые потеряли в прибыли в результате открытия Крымского перинатального центра. И конкретно — клиника «Генезис». С открытием перинатального центра туда перешли все патологические роды, за которые нужно было платить весьма солидные суммы в роддомах, а также все платежеспособные будущие мамочки без патологий беременности, но желающие рожать в условиях повышенной комфортности и безопасности. Восполнить отток клиентов и вернуть утраченный доход можно, объединив два роддома, говорят наши собеседники. Так это или нет, наверняка никто сегодня не скажет. Но фактом является то, что ЧП «Клиническая больница», по лицензии которой работает «Генезис», отчаянно судится с фондом имущества Симферополя, пытаясь оставить за собой арендуемые площади в роддоме №1 и в женской консультации, которая является структурным подразделением роддома №2.
До прошлого года клиника «Генезис» находилась в здании республиканского диагностического центра, но именно это здание Минздрав Крыма избрал для будущего перинатального центра. Переехав в новое собственное здание, «Генезис» по-прежнему основную часть своей деятельности ведет в республиканских и городских учреждениях. Офтальмологическая клиника «Генезиса» – в здании республиканского глазного центра на ул.. Ленинградской. Детская поликлиника «Генезиса» – в республиканской детской больнице на ул. Титова. В первом роддоме Симферополя, как сказано на сайте «Генезиса», находится его Гинекологические поликлиника и стационар, там же и в женской консультации роддома №2 – отделение родовспоможения. Однако срок действия договоров по аренде помещений и в первом, и во втором роддоме истекли год назад. Но бывший арендатор продолжает занимать площади. Почему?
Из материалов судебных разбирательств, которые длятся по сегодняшний день, следует, что арендатором выступает не юрлицо с брендовым названием, а владелец лицензии Минздрава – ЧП «Клиническая больница».
В роддоме№1 ЧП арендовало нежилые помещения площадью 227 кв.м : 40 квадратов – на 2-м этаже в здании-памятнике хирургической больницы Каблукова; этаж в 127 кв.м. в лит. «Е»; и чуть более 60 квадратов – в литере «Д».
Во втором роддоме, адрес которого до сих пор значится юридическим адресом ЧП «Клиническая больница», клиники «Генезис» уже нет. Но в структурном подразделении роддома – в женской перинатальной консультации, на ул.Богдана Хмельницкого, в аренде у «Клинической больницы» значилось 44 кв.метра.
Судя по материалам судов, в 2009 году Фонд имущества Симферополя заключил с ЧП «Клиническая больница» договоры аренды сроком на три года. Срок истек в марте 2012, то есть уже год как помещения занимаются ЧП без правовых оснований. При этом оба главврача родильных домов заверяют, что против продления аренды.
Судебные тяжбы за арендуемые Генезисом помещения идут по нескольким линиям уже около года. Прокуратура в интересах Фонда имущества и сам он с участием прокуратуры судится с «Клинической больницей» за возврат помещений, а «Клиническая больница» требует продления договоров аренды в обоих роддомах. При этом, по идентичным искам прокуратуры разные судьи принимают совершенно разные решения.
Так, в июле 2012 года Хозсуд АРК удовлетворил иск прокурора к «Клинической больнице» с требованием вернуть арендованное имущество в женской консультации и это решение вступило в силу еще 28 ноября 2012 года. А решение по иску о возврате помещений в первом роддоме, поданному прокуратурой в то же время и в тот же Хозсуд Крыма, было вынесено судьей Калиниченко полгодом позже – и с отказом в удовлетворении. Заседание по апелляционной жалобе прокуратуры назначено на 2 апреля.
Обратим внимание и на такую важную деталь как личность прокурора, присутствующего в процессе. В данном проигранном случае это был Артем Коноваленко. То общеизвестное обстоятельство, что он является сыном депутата ВР Крыма и руководителя консолевского «Комфорта» Галины Коноваленко, здесь опускаем. Тут значение имеет другой момент: отец Артема Васильевича Коноваленко – Василий Михайлович Коноваленко трудится врачом- рентгенологом в клинике «Генезис» и даже представлен в промо-ролике частной клиники. Это, конечно, не подходит под определение конфликта интересов в понимании украинского антикоррупционного законодательства, но вопрос, согласитесь, есть – на фоне вступивших в силу решений по аналогичным искам.
Впрочем итог пока что один – и по решениям, вступившим в силу еще в прошлом году, имущество экс-арендатором полностью не возвращено.
Как говорит начальник Фонда коммунального имущества Симферополя Евгения Воронина, город заключил шесть договоров аренды имущества, находящегося на балансе роддома № 1, и по трем из них помещения не возвращены. Поэтому в роддоме №1 роженицы найдут «Генезис», причем и на первом, и на втором этаже: тот частично занимает и палаты, и родзал.
«На сегодняшний день нет решения, которое бы вступило в силу, что касается освобождения площадей и возврату из аренды. У нас 3 судебных дела, 2 из них приостановлены до разрешения связанных судебных дел и одно рассматривается в апелляции», — говорит Евгения Воронина.
По ее словам, с момента окончания срока действия договоров, «Клиническая больница» платит неустойку – в размере двойной арендной платы, но сумму неустойки Е.Воронина назвать не смогла.
«Я не готова вам сказать . Арендная плата рассчитывается у нас в зависимости от оценочной стоимости объекта аренды, есть % ставки, ставка для оказания медуслуг – довольно высокая — 20%, но более точную сумму не назову», — сказала руководитель фонда имущества Симферополя.
Существенный момент: по словам вице-мэра Ильи Глазкова, после ухода «Генезиса» из второго роддома его доходы за счет благотворительных пожертвований пациентов возросли в четыре раза: вместо пятисот тысяч гривен в год получилось почти два миллиона.
Если по-честному считать эти деньги — не как благотворительные взносы, а как плату за услуги роддома, — то, получается, что уже сегодня, без всяких реорганизаций бюджетное учреждение получает в два раза больше, чем указывает в своих расчетах Петр Баскаков. В предоставленных нам копиях документов, которые главврач роддома №1 предоставлял в качестве предложений в мэрию города, от хозрасчетной деятельности после слияния двух роддомов предполагается получать до одного миллиона гривен в год.
Фото: Центр