Нужно ли Украине (и возможно ли вообще?) удвоение производства продовольствия в ближайшие годы?
Существует миф, что благодаря урожайности черноземов, люди в Украине всегда практически объедались. Как внутреннее общественное мнение, так и мнение людей за пределами Украины всегда было уверено: жители Украины потребляют несметное количество сала, мяса, колбас, копченостей, хлеба, овощей, фруктов, молока. Этот миф искусственно поддерживался властью не только в периоды голодовок, когда довод «В Украине голода быть не может!» принимался всеми без доказательств, но и в период «развитого социализма», когда нужно было массово вывозить украинский урожай и продукты животноводства в другие регионы страны. На самом деле питание среднестатистической украинской семьи никогда (во всяком случае, в XIX и ХХ веках) не было ни обильным, ни рациональным, ни сбалансированным. Об этом говорила и доступная немногим реальная статистика, в том числе статистика УССР, и опыт еще живых поколений украинцев. Практически во всех регионах Украины в 90–95 % семей преобладала картофельно-хлебное меню. Потребление картофеля и хлеба всегда зашкаливало за всякие мыслимые показатели. Средняя семья выращивала «для себя» и съедала за год одного поросенка, что в расчете на троих-четверых взрослых и двух-трех детей значительно меньше нормы. Если выращивался второй и третий поросенок – то это «на деньги», его сдавали заготовителям, всегда сетуя на низкую закупочную цену. Мясная диета пополнялась также некоторым количеством курятины. Потребление яиц, фруктов, овощей не только отставало от развитых стран, но не дотягивало до биологической нормы. Устойчивость мифа поддерживалась тем, что всегда в докладах назывались высокие цифры производства продуктов (хотя и они отставали от других стран и экономических норм, что умалчивалось), но практически никогда не анализировался процесс потребления, где и была «собака зарыта»…
И вот на днях поступило сообщение, что эксперты, наконец, сравнили объемы потребления продовольствия в Украине и в Европе. И прослезились, как говорят. Вывод: «В Украине сложился критически низкий уровень продовольственной безопасности населения. Ныне калорийность рациона питания среднего украинца на 25-35% меньше, чем в развитых странах, и составляет около 2500 ккал, тогда как на Западе — 3300-3800 ккал». И хотя это «ныне» довольно спорно, потому, что так было всегда, но нет сомнений, что сейчас еще хуже, чем было раньше! Это и подвигло депутатов разработать и внести законопроект «О продовольственной безопасности Украины», уже зарегистрированный в Верховной Раде. Как сообщает Gigamir, в пояснительной записке главной предпосылкой принятия нормативного акта называют критически низкий уровень потребления, а также необходимость контроля качества продовольствия, которое является одной из причин ухудшения показателей жизнедеятельности населения. В законопроекте предлагается считать предельным значением индикатора достаточности запасов зерна в государственных ресурсах, который определяется как соотношение между объемами продовольственного зерна в государственном продовольственном резерве и объемами внутреннего потребления населением хлеба и хлебопродуктов в пересчете на зерно, его 17-процентный уровень, соответствующий 60-ти дням потребления. Предельным значением индикатора экономической доступности продуктов, который определяется как доля совокупных расходов на питание в общем итоге совокупных расходов домохозяйств, предлагают считать его 50-процентный уровень. Предельным значением индикатора продовольственной независимости по отдельным продуктам, который определяется как соотношение между объемом импорта отдельного продукта в натуральном выражении и емкостью его внутреннего рынка, предлагают считать его 20-процентный уровень. В законопроекте предусмотрено, что Кабинет министров в течение 3-х месяцев со дня опубликования этого Закона должен разработать и принять Стратегию формирования продовольственной безопасности Украины на 2012-2020 годы. Пошла мода, как видим, на стратеги.
Все это хорошо. Но отметим, что во-первых, в законопроекте идет речь о продовольственной безопасности, а вовсе не о рациональности и сбалансированности питания населения, хотя и это уже прогресс. Во-вторых, то, какие шаги предпринимают и какие планы сейчас озвучивают члены правительства, говорит о том, что в стране до сих пор нет реального представления — что же именно нужно делать, чтобы жители страны, наконец, имели европейский стол.
В Крыму на днях побывал Министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк. Но если эксперты утверждают, что «Украина постепенно превращается из аграрной в урбанистическую страну и теряет способность самостоятельно себя прокормить…» — такое мнение высказал руководитель корпорации стратегического консалтинга «Гардарика» Константин Матвиенко на радио «Свобода», — то министр продовольствия в эфире «Шустер live» на «Первом национальном» утверждает, что аграрный сектор Украины сегодня производит в три раза больше сельскохозяйственной продукции, чем потребляет население. Для реализации избыточной продукции нам необходимо выходить на внешние рынки…» Избыточной или не приобретенной населением из-за низкой покупательной способности? – это еще вопрос. В то же время, утверждает министр, «У нас есть определенный дисбаланс с выращиванием сельхозпродукции. Сегодня мы зависимы от импорта мяса, говядины, свинины и в небольшом количестве птицы…» Как видим, министр и эксперты из одних и тех же фактов делают противоположные выводы: подтверждением своей правоты Константин Матвиенко считает решение правительства импортировать, например, картофель, гречку и масло.
Так что же нам экспортировать на внешние рынки? В Крыму министр сообщил, что Украина уже сейчас занимает первое место по экспорту ячменя, входит в четверку стран по экспорту кукурузы и в десятку – по экспорту пшеницы. Получается парадокс – страна вывозит те товары, которые могли бы стать кормовой базой для выращивания у себя дома уже остро недостающих мясных продуктов — говядины, свинины и даже птицы. В Крыму же на днях Николай Присяжнюк сообщил также удивительную новость: «Удвоение объемов производства сельскохозяйственной продукции (что мы планируем сделать до 2016 года) дает возможность нам быть монополистом на внешних рынках многих видов продукции»…
Во-первых, можно ли считать задачей отрасли отправку продовольствия на экспорт, если народ систематически недоедает и парламент страны уже готовит законопроекты о продовольственной безопасности?
Во-вторых, что это за задача – удвоение (это стало модным в последнее время!) производства сельхозпродукции? Если взять в стоимостном выражении – то, пожалуйста, хоть сейчас, смотря как считать и какие темпы инфляции! А что касается натурального выражения, то тут и возникают вопросы…
Николай Присяжнюк говорил, что в 2010 году отечественным аграриям удалось увеличить производство плодово-ягодной продукции на 33% по сравнению с 2009 годом – до 286,8 тыс. тонн. По данным Минагропрода, к 2015 году планируется увеличить плодово-ягодное производство в Украине в 1,5 раза, до 436,6 тыс. тонн, до 2020 года – в 4 раза, до 1 млн. 118,7 тыс. тонн, а уже в 2025 году ожидается производство плодово-ягодных культур в объеме 2 млн. 257 тыс. тонн, то есть в 8 раз. Это станет возможным, якобы, благодаря реализации Государственной программы финансовой компенсации расходов на садоводство, которая рассчитана до 2025 года. Министр также говорил, что в Украине активно увеличиваются площади насаждения грецкого ореха и фундука. Сегодня страна импортирует орехов на 700 млн. долл. (вообще то, видимо, трудно найти уже продукт, который бы мы не импортировали! И, по мнению Николая Присяжнюка, Крым, особенно его горная часть, «для орехов, для фундука – это Клондайк».
Но ладно с орехами и малиной, не они решают проблемы питания в Украине, даже если увеличить производство в 8 раз, пусть и так. Реально ли к 2016 году, как говорит министр, удвоить производство зерна, мяса и молока, овощей и фруктов, то есть основных продуктов питания населения? И нужно ли это? Нужно ли удвоение производства зерна, если мы и так рекордсмены по его сборам и… экспорту? Может лучше уже имеющиеся излишки зерна превратить в комбикорм и вырастить мясо, которого остро не хватает, вместо того, чтобы поставлять его на корм иностранным животным, которых потом с низким качеством все равно надо закупать по импортным ценам? Напомним, что Украина в 2010 году собрала 39,3 млн. тонн зерновых и зернобобовых в весе после доработки. Этот показатель значительно ниже прошлогоднего (урожай зерна в 2009 году составил 46 млн. тонн), однако все равно этот показатель входит в пятерку лучших результатов за последние годы. Украина вышла на 3 место в мире по экспорту зерна. По состоянию на 31 января 2010 года Украина экспортировала 2,6 млн. тонн пшеницы из 6 млн. тонн возможных, 2,4 млн. тонн ячменя и 1,8 млн. тонн кукурузы из 6 млн. тонн возможных. В 2011 году чиновники прогнозируют урожай на уровне среднего для Украины в последние годы показателя в 45 млн. тонн.
В то же время мы так и не имеем ответа на вопрос: зачем нам вдвое больше картофеля, овощей, фруктов? Исходя из биологических норм питания, — сколько их нужно для населения?
С другой стороны, реально ли удвоение производства мяса к 2016 году? Животноводство нельзя поднять за один-три года, и даже за пять лет – где взять одномоментно в два раза больше животноводческих помещений, кормов, молодняка, специалистов, да и просто рабочей силы, механизмов, оборудования по переработке продукции, денег на все это? Любой мало-мальски опытный фермер скажет, в отличие от министра, что к 2016 году это не реальная задача, а с точки зрения экономики и оптимальности – и не нужная. Министерству бы определиться: какую проблему нужно решить: наконец–то после нескольких столетий нерационального питания прокормить свое население по оптимальным биологическим нормам, или чтобы по-прежнему снабжать кормами для животных население других стран, не взирая на не рациональное питание собственного населения? Думаю, ответ очевиден: стране нужен не экспорт, а решение собственных проблем…
Несколькими словами следует коснуться дисбаланса цен на продовольствие. Мы, наконец-то, дожились до того, что на рынке картофель дороже бананов! О чем это говорит? О том, что картофель вырастить сложнее, чем бананы? Нет. Это было бы так, если бы цену на сельхозпродукцию устанавливал производитель. К большому сожалению, у нас производителю достаются крохи от рыночной цены, а цену устанавливает цепочка посредников, через которые проходит продукция прежде, чем попадает на прилавок рынка. И если бананы дешевле картофеля, так это свидетельствует о том, что даже бананы из экзотических стран, благодаря их маркетинговой политике, посреднику доставить на наш рынок легче, чем картофелю пройти путь от поля до прилавка…
Не зря наш главный министр Николай Азаров недавно на заседании Кабинета Министров сообщил, что правительство будет строить сеть оптовых рынков, и сказал то же, что говорят все министры уже 20 последних лет: «Впервые мы реально начинаем создавать условия, когда производитель сельхозпродукции может непосредственно выйти на покупателя, и, таким образом, убираем ценовые накрутки посредников». Двадцать лет убирают, а ничего не получается. Почему? Здесь важно отметить ту ошибку, которую делают все – да производитель продукции и не может реально выйти на покупателя! Просто ему некогда продавать, ему надо производить! Уже сами законы рынка говорят о том, что посредник нужен, но нужен один посредник, а не цепочка их, увеличивающая цену до десяти раз! Это на первом этапе. И эту проблему могут решить организованные, а не стихийные оптовые рынки.
Но и это не решает еще один закон аграрной экономики: производитель никогда не получит прибыль, а будет только с трудом окупать свои затраты, если будет продавать посреднику не готовую продукцию, а сырье – мясо в живом весе, зерно насыпом, молоко наливом и т.д. Посредник всегда найдет, как погасить цену на это сырье и как поднять цену на готовую продукцию, в которую он превратит это сырье путем нескольких нехитрых комбинаций. И задача правительства и всей страны в том и состоит, чтобы на втором этапе создавать уже не оптовые рынки, а такие условия для производителя сельхозпродукции, чтобы он сам перерабатывал свое сырье и выходил на рынок уже с готовыми продуктами. Производитель получит прибыль только тогда, когда будет продавать не зерно насыпом, а французские булочки в собственном ресторане, не скот в живом весе, а готовую колбасу, копчености и разные мясные деликатесы в собственном супермаркете, не молоко наливом в трехлитровых бутылях, а уникальный сыр в собственном магазине «Мир крымского сыра», не фрукты на базаре в поломанных деревянных ящиках, а высококачественные натуральные соки в собственном фирменном магазине «Мир крымских витаминов»! Но до этого нам еще ой как далеко!.. Будем «ореховым Клондайком»? Пока или всегда? И как обычно — для других стран, ибо как же нам съесть такую прорву орехов?