29 декабря 2019 года в аэропорту «Борисполь» с почестями встречали освобожденных на оккупированном Донбассе пленных. Чиновники обещали всем медицинское лечение и денежную помощь.
24 февраля Министерство ветеранов за неделю обещало всем освобожденным выплатить по 100 тыс грн. материальной помощи. Отчитывались, что помогли людям открыть банковские счета. После лечения в «Феофании» некоторых отправили в госпитали «Лесная поляна» и «Цибли». Некоторых отправили в общежития, где обеспечили всем необходимым, в том числе средствами гигиены и продуктами.
Корреспонденты ЦЖР встретились с несколькими бывшими пленниками с ОРДЛО в киевском общежитии на улице Лукьяновской, 77, и выяснили, что некоторые освобожденные так и не получили обещанные 100 тыс грн. единовременного пособия. Двое до сих пор не могут восстановить документы, удостоверяющие их личность, и поэтому отрезаны от многих админуслуг.
В Украине из-за пандемии коронавируса введена чрезвычайная ситуация, при которой нужно выходить на улицу только с удостоверением личности. Бывшие пленные жалуются, что им отказывают благотворительные организации и медучреждения. Единственной организацией, которая продолжает ими заниматься, люди единодушно называют Красный крест.
В начале марта тогдашняя руководительница Минветеранов Оксана Коляда отчитывалась о начале выплаты 100 тыс грн. 65 освобожденным из 76. Без единовременной выплаты осталось одиннадцать человек. Некоторые из них уже вернулись на неподконтрольную территорию.
ЦЖР известно о пяти людях, проживающих в настоящее время в общежитиях. Вопросов к ним от правоохранителей, по их словам, — не было. А возможности для нормального существования остается все меньше.
Правозащитники говорят, что сложные ситуации, в которые попали освобожденные из плена граждане, должны стать толчком для изменения законодательства и упрощения процедуры восстановления документов. Люди, которые были освобождены из плена и вернулись на временно оккупированные территории и люди, которых освободили до 2017 года, — тоже могут писать заявления на получение помощи — считают правозащитники. Отказ может быть основанием для обращения в суд.
Сюжет Елизаветы Стрий, Центр журналистских расследований.