Известная активистка Екатерина Гандзюк работала руководительницей делами Херсонского горисполкома и была советницей городского головы. Свои должностные обязанности она совмещала с общественной и волонтерской деятельностью. То, что она не боялась называть имена коррупционеров на местном уровне, в итоге привело к трагическим событиям.
Утром 31 июля 2018 года у подъезда дома, в котором жила Гандзюк, нападающий вылил на нее серную кислоту. Через три месяца после нападения Екатерина умерла от полученных ожогов и повреждений. В августе были арестованы пятеро нападавших, которые признали вину как исполнители и пошли на сделку со следствием, благодаря чему получили небольшие сроки — от трех до шести с половиной лет заключения.
24 января 2020 года в Болгарии был задержан Алексей Левин по прозвищу «Москал», которого подозревают в руководстве одноименной преступной группировкой и организации нападения на Гандзюк. Левин был помощником херсонского депутата Николая Ставицкого и советником председателя Херсонского областного совета Владислава Мангера.
В марте 2020 года Левина экстрадировали в Украину. По версии следствия, Левин организовал нападение на Гандзюк, Мангер — его заказал. Еще в феврале 2019 года подозреваемыми в организации следствие считало Левина и Игоря Павловского — бывшего помощника нардепа Николая Паламарчука.
10 ноября 2018 года Павловскому объявили подозрение за организацию умышленного убийства. Суд арестовал его без альтернативы залога. Павловский заключил соглашение с прокурором о предоставлении разоблачительных показаний в отношении организаторов преступления. Его дело рассматривается Приморским райсудом Одессы. Но уже в качестве обвиняемого в сокрытии преступления. И в рамках этого выделенного производства он подписал соглашение с прокуратурой о признании виновности.
Адвокаты от имени отца Катерины Виктора Гандзюка обращались в прокуратуру с требованием признать его потерпевшим в производстве о сокрытии преступления Павловским. Однако прокуроры не признали Виктора Гандзюка пострадавшим и заключили соглашение с Павловским.
Соглашение следствия с обвиняемым до сих пор не утверждено судом. Прокуратура уменьшила тяжесть квалификации преступления Павловского и подписала с ним соглашение, рассчитывая, что он предоставит обличительные показания относительно Мангера. Таким образом, Павловский с подозреваемого в организации нападения превратился в «укрывателя» преступления. В случае доказательства вины ему грозит не более трех лет лишения свободы. А учитывая оформленную инвалидность, Павловский может рассчитывать даже на условный срок.
И теперь, когда производство по нападению на Екатерину Гандзюк уже готовится к передаче в суд, Павловский отказался от подписанного соглашения, рассказывая о давлении и угрозах. Не развалится ли в суде дело без свидетельств таких фигурантов, как Павловский и Левин? Особенно принимая во внимание то обстоятельство, что следствие по делу о нападении на Гандзюк завершили неожиданно, что дало основания для обвинений в сливе дела.
Сейчас Мангер и Левин знакомятся с материалами дела. После этого обвинительный акт прокуратура направит в суд. Тогда и станет ясно, насколько убедительными и допустимыми есть доказательства вины этих лиц, собрало следствие.
Сюжет Никиты Панасенко, Центр журналистских расследований: