Воз без коня: Санкционная политика Украины

ВНБ

«Вопрос национальной безопасности» с Валентиной Самар (проект Центра журналистских расследований, эфир ТРК Черноморская), выпуск от 3 ноября 2020 года.

В этом выпуске продолжение спецпроекта «Как работают крымские санкции», который ЦЖР реализует в партнерстве с Центром прав человека ZMINA. В прошлой программе подробно говорилось о том, что такое политика непризнания США и Европейского союза и санкции, как их часть. В частности, речь шла о механизмах применения и действенности «Крымских санкций» — персональных и секторальных ограничений, введенных западными странами в ответ на попытку России аннексировать украинскую территорию Крыма и Севастополя.

Эта программа посвящена украинским санкциям. Несмотря на то, что Украина больше всего заинтересована в том, чтобы давление на Россию из-за введенных санкций было действенным и давало результат, то есть сдерживало агрессию России и толкало ее к столу переговоров по возврату украинских территорий, именно украинская санкционная политика вызывает больше вопросов, удивления и критики.

В течение нескольких лет ЦЖР и портал BlackSeaNews проводят мониторинг нарушения крымских санкций российскими, европейскими и украинскими компаниями. И перечни нарушителей, выявленных журналистами и экспертами, добавляются и к западным, и к украинским санкционным спискам. Хотя последние, благодаря коррумпированной власти Украины, также требуют мониторинга, поскольку из них часто выпадают компании россиян или других иностранцев, который имеют связи с украинскими политиками или сумели с ними договориться.

В 2018 году ЦЖР, сравнив санкционные списки Украины и США, обнаружил почти 70 «потеряшек» СНБО, которые после длительной переписки кругами с СБУ, аппаратом СНБО, АП, Кабмином, все же были добавлены к украинскому санкционному списку.

Но появляются новые и новые «потеряшки». И уже неудивительно, что первыми санкции применяют США, а Украина только следом. Почему так происходит? Как работает бюрократический механизм при формировании санкционных списков, кто вставляет палки в колеса санкционного телеги, и кто и когда наконец запряжет в него лошадь, которая его сдвинет с места?

На эти и другие вопросы в студии отвечает Алексей МАКЕЕВ, посол по особым поручениям, специальный представитель МИД Украины по санкционной политике.