«Вопрос национальной безопасности» с Валентиной Самар (проект Центра журналистских расследований, эфир ТРК Черноморская), выпуск от 26 января 2021 года.
Год после большого обмена: как продвигается расследование дела о палачах «Изоляции» — концлагеря в Донецке, где содержат политических заключенных? Обширный сюжет корреспондентов ЦЖР и комментарии прокурора Офиса Генпрокурора Украины.
В декабре прошел год после так называемого «большого обмена» — взаимного освобождения удерживаемых лиц. Тогда на свободную территорию Украины российские наемники из ОРДЛО выпустили 76 украинцев.
Среди них оказались не только политзаключенные и военнопленные. Вчерашние заложники, в частности, Станислав Асеев и Станислав Печенкин заявили, что среди освобожденных узнали прислужника тюремщиков «Изоляция», который участвовал в пытках. По заявлению журналиста Асеева было открыто дело по Евгению Бражникову, экс-заместителю директора захваченного боевиками Донецкого энергозавода. В деле — свидетельство еще семи пострадавших, но обвинительный акт еще не в суде. Зато сам Бражников через суд добивается открытия производств по Асееву и следователю, расследующего его дело. Подробно и с позиции обеих сторон — потерпевших и подозреваемого в их истязании — в сюжете Никиты Панасенко.
Евгений Бражников не единственный, кого политзаключенные обвиняют в соучастии в их истязании в концлагере «Изоляция».
В 2017 году по так называемому обмену на свободную территорию Украины был отпущен Алексей Кусков.
По показаниям Станислава Асеева, Кусков вместе с Бражниковым участвовал в избиении заключенных и пересказывал слова Валерия Матюшенко о том, что Алексей Кусков участвовал в пытках током, а именно — держал, когда палачи прикрепляли к его телу электрические провода. Пока неизвестна судьба заявления о преступлении, которое Станислав Асеев подал по Кускову еще в августе 2020 года. Судя по ответам, которые он получил, СБУ перенаправила заявление в свое управление в Мариуполе, а Нацполиция — в следственный отдел в Большие Новоселки, это райцентр Донецкой области: там уже 3,5 года расследуется и дело о незаконном лишении свободы Асеева. О перспективах нового производства можно догадываться.
Дело Бражникова. На каком этапе его расследование, когда ее направят в суд? Об этом — Роман Цыб, начальник отдела Департамента надзора по уголовным производствам в отношении преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта Офиса Генерального прокурора.
***
Завод марочных вин «Коктебель» и виноградники в Щебетовке возле Феодосии достались родственникам Сергея Нарышкина — директора Службы внешней разведки России. Это уже третье — после Нового мира и Массандры винодельческое и виноградарское предприятие оккупированного Крыма, на которое наложили лапу ближайшие соратники президента Путина. 26 января 2021 года состоялась незаконная продажа «Коктебеля». 73 производственные здания, завод, мадерник и тысяча гектаров виноградников ушли с молотка всего за 110 млн «деревянных». Подробности — у Евгения Лешана.