С конца сентября единственный пункт выезда с оккупированных территорий юга Украины – блокпост в поселке Васильевка Запорожской области – превратился в аттракцион, на котором зарабатывают оккупанты. Платят украинцы – временами, деньгами и жизнью.
Еще в полукилометре от Васильевки начинается очередь автомобилей. Здесь и дорогие джипы, и дешевые «копейки», и недорогие иномарки. Большинство на запорожских и херсонских номерах. Салоны переполнены людьми и вещами. Этими машинами бегут из оккупации украинцы.
С последней декады сентября выехать через Васильевку для них единственная возможность попасть на свободную Украину. А фейковый «референдум» и угроза мобилизации побуждали к выезду и тех, кто еще сомневался в таком шаге.
Так что длинные очереди авто на выезд, что последние пару недель словно исчезли после волны родителей с детьми-школьниками и студентами, появились снова. Тем, кому повезло, могут уехать и в течение суток в Васильевке. Но ситуация меняется каждый день.
Это несколько дней не выпускали мужчин от 18 до 35 лет, то есть, именно в возрастных пределах первой волны мобилизации в России. Не пропускали даже перевозчиков такого возраста. Это выпускали выборочно, а в последние дни могут уехать все.
Основное место сбора и построения колонн для пересечения пункта пропуска начинается на территории автозаправки на въезде в населенный пункт. Всем заправляет «распорядитель» от кафиров. Бородатый кавказец умело строит машины по восемь в ряду, отвечает на нескончаемые вопросы от вновь прибывших и координирует работу «решал».
Крепкие мужчины предлагают либо поставить автомобиль в очередь на выезд в первые колонны, либо подсадить пассажиром в уже очереди.
Дело в том, что к колонне в восемь единиц, которые формируются еще по приезде, перед выездом прибавляется еще почти столько же. Это — «льготники». Теоретически это должны быть машины, где есть дети до 1 года или старики от 80 лет. На практике это может быть кто угодно, но с деньгами. И в машины к настоящим льготникам тоже могут подсаживать «коммерческих» пассажиров.
Цены меняются каждый день. И после ограничения выезда из Крыма – подросли дополнительно. 26 октября, например, выезд без очереди для мужчины призывного возраста стоил 100 долларов, а на следующий день требовали уже 350 долларов.
Женщинам немного проще: в среднем 2 тысячи гривен, если садишься пассажиркой.
Денежные средства идут оккупантам, какой-то процент из них перепадает «решалам».
И цены еще будут расти. Ибо оккупационные власти Запорожья придумали, во-первых, с 1 октября выпускать людей только по пропускам, полученным в комендатуре лично; а во-вторых, что перевозчики должны получать еще и некую «лицензию».
Условия ее получения и стоимость пока неизвестны, поэтому многие водители, чьим бизнесом стали перевозка пассажиров с оккупированных территорий в Запорожье, временно прекратили деятельность.
А уехать хотят все больше людей.
Если еще во второй декаде сентября стоимость выезда из Мелитополя составляла 5 тысяч гривен, то сейчас уже предлагают выехать за 7 и за 8 тысяч.
Самый дешевый способ уехать – найти автомобиль, владелец которого едет в Запорожье по делам. Тогда проезд одного человека из Мелитополя обойдется в 2-3 тысяч гривен.
Из Херсона вывозят за 7 тысяч гривен.
При этом и обычных очередников и льготников проверяют одинаково. Перед выездом воины, большинство из которых являются представителями нацменьшинств РФ, просматривают вещи рандомно и в зависимости от настроения: могут тщательно обыскивать вещи, а могут и не глянуть в сумку.
А уже на границе Васильевки выезжающие люди встречают ФСБшники. Фотографируют, выборочно проверяют телефон, смотрят документы, удостоверяющие личность, и обязательно проверяют документы на собственность авто. Автомобили, на которых едет не владелец, не выпускают вообще. Причину, по которой не выпускают автомобили по доверенности, не объясняют.
Пункт пропуска в Васильевке всегда был опасен. Потому фактически между Васильевкой и Запорожьем лежит «серая зона». Здесь частые прилеты, а в самом Каменском, из-за которого после подрыва моста на трассе М18 пролегает путь автомобилей, почти не осталось местных жителей.
Существенный момент: покинуть оккупированные территории Мелитопольщины можно только в хорошую погоду. Потому что после дождя «дорога жизни» превращается в ловушку для автомобилей. Вытаскивать их приходится спасателям с помощью спецтранспорта.
На асфальте, где он есть, – следы от снарядов, а на обочине страшными памятниками погибшим стоят скелеты сгоревших автомобилей.
Проезд по этой дороге – это как игра в «русскую рулетку». Может, повезет, а может и нет. Но те, кто имеет малейшую возможность уехать, пользуются ею, на свой страх и риск. Ибо жить в оккупации страшнее, чем попасть под обстрел.