Проблема мусора в Симферополе – не нова. В том числе и за мусор бывший мэр Симферополя Геннадий Бабенко получил публичную порку от лидера регионалов Виктора Януковича, что фактически лишило его партийной поддержки на местных выборах 2010 года. Ставший после Бабенко мэром Виктор Агеев включил в свою предвыборную программу чистоту Симферополя. Но во время его руководства город еще больше погряз в мусоре.
Но сказать, что проблемой мусора в Симферополе все это время не занимались, нельзя. Даже наоборот – занимались, и занятие это оказалось очень дорогим для налогоплательщиков. Постановлением Совета министров Крыма от 31 мая 2011 года было создано Крымское республиканское предприятие «Чистый город», которое бы решило мусорную проблему крымской столицы. Деньги на создание предприятия и оснащение его техникой Крым взял в долг – Верховная Рада автономии приняла решение об осуществлении внутреннего займа на 400 миллионов гривен.
Грандиозные планы
Предполагалось, что эти 400 миллионов будут потрачены на реализацию инновационного проекта по сбору, утилизации и переработке твердых бытовых отходов. Программа включала в себя оценку текущего состояния дел в сфере утилизации мусора, закупку нового оборудования, строительство мусороперерабатывающего завода и даже оснащение мусоровозов датчиками GPS. Мусороперерабатывающий комплекс обещали построить уже в этом году, а в 2015-м собирались получать прибыль от реализации вторсырья – и этими деньгами гасить долги по кредиту. Министр финансов Крыма Николай Скорик в мае 2011 года в интервью Крымскому информационному агентству говорил буквально следующее: «Проект решит не только экологические проблемы, он будет окупаемым и экономически выгодным для республики. Мы уйдем от захоронения мусора в сторону его вторичной переработки с получением «зеленой» электроэнергии, тепла».
Выпускать займ собирались в три транша, практически равными долями. Но фактически остановились на первом – разместили облигации на 133 миллиона под 14,5 % годовых. Платежным агентом выступил «Укргазбанк», контрольный пакет акций которого принадлежит государству, а почетным президентом является народный депутат от Партии регионов Василий Горбаль, владеющий пакетом в 12% акций банка. Примечательно, что в течение полугода 133 миллиона лежали на счетах неиспользованными, в то время, как проценты, а за это время набежало около десяти миллионов гривен, выплачивались исправно.
«Крымский займ»-2?
На сайте министерства финансов Крыма мы нашли годовую информацию эмитента – Верховной Рады Крыма, где подтверждается, что по состоянию на 1 января 2012 года все 133 миллиона целехонькими лежали на счетах главного управления Госказначейства в Крыму. Но и это еще не все. По информации первого заместителя министра финансов АРК Виталия Волошина, на сегодняшний день из этого транша займа израсходованы лишь 55 миллионов гривен. Остальные 78 миллионов, получается, остаются на счетах невостребованными.
Еще через полгода сумма, выплаченная Крымом по процентам, удвоилась. Получается, что истратив на решение мусорной проблемы 55 миллионов гривен, республика выплатила по процентам почти 20 миллионов. И это только проценты – тело кредита будут погашать в 2014 году. То есть, отдать придется как минимум, около 40% от 133 миллионов.
Бывший министр финансов Крыма Людмила Денисова, на долю которой выпало в свое время разруливать ситуацию со скандальным крымским займом 1996 года, сомневается в намерении крымских властей погасить нынешний кредит в срок. Она вспоминает первый крымский займ, когда, выпустив облигации на 120 миллионов гривен, Крым долгое время не гасил тело кредита, и в итоге зарегистрированные в оффшорах кредиторы получили от Крыма около полумиллиарда гривен. Эта схема, по словам Денисовой, может быть использована и в этом случае. «Мы все с вами профинансировали Укргазбанк и тех партнеров, которые в Укргазбанке являются учредителями. Просто это были свободные ресурсы для этого банка, чтобы зарабатывать собственный капитал, — говорит Денисова. — Нас просто поставили на счетчик».
Судьба крымского займа на сегодня – под большим вопросом. 20 января стало известно, что Совмин отменил регистрацию и выпуск облигаций внутреннего займа серий В и С на 267 миллионов гривен. Причина – отсутствие спроса на облигации на фондовом рынке на предложенных условиях в 15 и 16 % годовых.
В то же время министр финансов Николай Скорик поспешил уверить, что облигации не размещали специально – мол, надо сначала усвоить средства первого транша, а затем – приниматься за следующие. В таком случае странно, что во время принятия решения Верховной Радой Крыма таких оговорок не было.
Где проект?
Но даже если бы весь займ удалось разместить, денег на рещение мусорной проблемы столицы Крыма нашим властям все равно бы не хватило. Как сообщил уже в мае председатель бюджетной комиссии ВР Крыма Виталий Нахлупин, 400 миллионов гривен должно было хватить на создание предприятия «Чистый город», закупку оборудования и техники для сбора и сортировки отходов и отвода земли под мусороперерабатывающий завод. А для его строительства, оказывается, предполагалось привлечь частных инвесторов, но их пока не нашли. Зато нашли местных – нас с вами. На финансирование «Чистого города» в крымском бюджете на 2012 год таки были предусмотрены почти 420 миллионов гривен на создание комплекса переработки мусора. То есть, источник мощного финансирования найден и без выпуска облигаций. Зачем тогда было залазить в долги?
Но если в ситуации с внутренним займом мы можем только прогнозировать и анализировать развитие событий, то посмотреть, на что потрачены деньги, можем уже сейчас. Начнем по порядку.
В постановлении Совета министров, которым был утвержден порядок использования «Чистым городом» денег, указано, что деньги выделяются на реализацию «инновационного экологического проекта в сфере сбора и переработки твердых бытовых отходов в Симферополе и Симферопольском районе». Что же это за инновационный проект?
Его презентацию можно найти на сайте Симферопольского горсовета. Здесь в инфографике показаны существующие проблемы Симферополя в сфере утилизации ТБО, пути их решения. Но это – презентация, а не документ. По логике вещей, программа, финансирование которой планировалось из бюджета автономии, должна была пройти через правительство и ВР Крыма. Однако среди утвержденных парламентом и правительством республики программ такого проекта нет. Мы поинтересовались у начальника Симферопольского управления ЖКХ Анатолия Рогова – может, он видел официально утвержденную инновационную программу? Оказалось, что нет. «Была же она, была же брошюрка», — говорит Рогов. На возражение, что это лишь презентация, а мы хотим увидеть документ, Рогов отвечает: «Не буду лукавить, они много разных бумаг делали, показывали. Назвать это программой – нельзя. Хотя проект достаточно интересный».
Мы попросили ознакомить нас с проектом директора «Чистого города» Валерия Гуменюка. Оказалось, что тот тоже в глаза не видел проекта на 400 миллионов, и вряд ли увидит – по его словам, готовится новый, но уже на 133 миллиона. От какой именно части проекта придется отказаться, Гуменюк тоже пока ответить не может, поскольку якобы не знает, что предполагалось закупать на 400 миллионов.
Так или иначе, существование проекта на финансирование «Чистого города» уже никак не сказывается. В постановлении Совмина об использовании средств для «Чистого города» от 16 мая 2012 года исчезли всяческие упоминания об инновационном проекте. Теперь план закупок просто составляет директор «Чистого города» и согласовывает его с крымским Минфином.
По уши в мусоре. За 133 миллиона
Чем в реальности обернулось создание республиканского предприятия, в которое вкладываются такие огромные суммы, и ради которого Крым взял займ? Ответ очевиден, и он уже около месяца мозолит глаза: надпись «Чистый город» на переполненных мусорных контейнерах, которые не опустошали неделями, выглядит издевательством.
Причина кроется там, где причины многих социально-экономических неурядиц современности, и найти их можно в землячестве отдельных чиновников и в «Вестнике государственных закупок». Итак, в Симферополе вместе с созданием «Чистого города» начала работу одесская фирма «РАФ+». Надо думать, неслучайно – создание и механизмы финансирования крымского «Чистого города» курировал приехавший из Одессы министр финансов Крыма Николай Скорик. Объяснялось, что «РАФ+» будет работать с «Чистым городом» на условиях субподряда, пока у того нет собственной технической базы и должного штата. Оказалось, что взаимоотношения двух предприятий на самом деле теснее – «РАФ+» выступил поставщиком мусоровоза для «Чистого города», одесская фирма «Терминал-Юг» продала предприятию 800 мусорных контейнеров. Все это купили почти за пять миллионов гривен, и уже потом обнаружила, что цены на баки были завышены на треть миллиона и возбудила уголовное дело.
Дальше – больше. В феврале одесская фирма выиграла тендер у собственного заказчика, и с начала 2012 года улицы Симферополя убирал РАФ +, получив за это свыше четырех миллионов гривен. За полмесяца до окончания срока действия договора у одесской фирмы начались проблемы – в головной офис нагрянули «маски-шоу». В это же время фирма перестала вывозить мусор в Симферополе. Начальник УЖКХ Симферополя Анатолий Рогов утверждал, что все проблемы из-за того, что у «РАФ+» сломалась техника: «В один прекрасный день, не в одночасье, а за неделю, из 10 машин из строя вышли восемь. Две они как-то умудрились наладить, одну взяли в аренду, и тот мусор, который они вывозили 100-кубовыми машинами , осталось в строю три таких мусоровоза. За 8 дней около 6000 кубов мусора остались в городе».
Руководители «РАФ+» в Крыму тоже объясняли, что виной всему поломка техники, только количество поломанных машин называли другое – не восемь из 10, как говорил Рогов, а всего четыре. Но все уверяли в середине июля, что за неделю от мусора очистят, однако обещание не выполнили, а одесситы ушли с улиц Симферополя даже не доработав несколько недель до конца действия договора. Без весомых штрафных санкций.
Настал август, и к обязанностям «уборщика» приступил «Чистый город», выигравший очередной тендер управления ЖКХ Симферополя. К этому времени предприятие, по словам его же директора, закупило уже около 4000 контейнеров, а также 17 мусоровозов, по средней цене 2 миллиона 220 тысяч гривен, два тягача по 820 тысяч гривен, платформа с манипулятором за миллион 90 тысяч гривен, фургон за 60 тысяч гривен и шесть грузовиков с переменным кузовом по 1 миллиону 360 тысяч гривен. Вся техника оборудована кондиционерами. По словам того же Гуменюка, «Чистый город» уже «съел» большую часть 133-миллионного займа.
Но прошла уже неделя, а мусора в Симферополе до сих пор полно. Сказать, что ничего не делается, нельзя – в части районов а контейнеры убирают. Но пользователи интернет продолжают присылать в СМИ и публиковать в социальных сетях фотографии и видео настоящих свалок на мусорных площадках.
Сколько еще продлится коммунальный коллапс в Симферополе – неизвестно. Заступивший на «вахту» «Чистый город», на которого крымские власти так уповали, с завалами от предшественников пока не справился. Обещают все убрать в августе. Понять можно многое, но никак не то, что этот беспорядок – и есть результат займа в 133 миллиона, которые мы, налогоплательщики, будем отдавать. С процентами. И по уши в мусоре.
Комментарий программы. Несколько лет назад «Центр журналистских расследований» проводил масштабное расследование по проблеме управления отходами в Крыму. Желающих строить в Крыму мусороперерабатывающие заводы по различным технологиям была масса, но правительство Крыма после двух лет проведения конкурса, подписало соглашение с никому не известной фирмой из Баварии, Benreg Europe GmbH. Сумма обещаных инвестиций под строительство мусороперерабатывающего комплекса ошеломляла – почти миллиард евро, больше, чем за все годы существование автономии. Но наше расследование выявило, что у этой фирмы не было ни одного успешного крупного проекта в этой сфере, а предложенная Крыму технология специалистам была неизвестна. Своих средств для инвестирования в проект у Benreg , как признался ее руководитель и совладелец г-н Йегер, не было, а 920 миллионов евро хотели взять в кредит в одном из европейских банков. Премьер Виктор Плакида подтверждал, что в качестве кредитного залога будет предложена крымская земля и недвижимость. Возвращать кредит собирались из прибыли от продажи электроэнергии, которую планировали производить от переработки мусора. Получив бизнес-план этого проекта, мы узнали, что цена килловат-часа, заложенная инвестором, в 5 раз выше чем на оптовом рынке электроэнергии Украины, а платить должны были бы мы с вами. И еще не факт, что завод был бы построен – главное, как понимаете, тогда было получить кредит. Огласка этой схемы, протесты экологов и жителей Добровской долины, где намеревались «посадить» завод с неизвестной технологией, а затем и приближение финансового кризиса не позволили реализации этой авантюры.
Это расследование, в котором в качестве экспертов принимали участие известные ученые-экологи, специалисты в области управления отходами из России, Германии, представители крупнейшего европейского концерна, который работает в нескольких странах и имеет представительство и на украинском рынке, позволили также изучить рынок и экономику проблемы. Эксперты тогда назвали нам суммы, необходимые для решения проблемы утилизации мусора в Крыму – чтобы сравнить с заявленной Benreg Europe GmbH. Сегодня эти экспертные данные нам опять оказались кстати, поскольку уже начали звучать заявления, что 400 миллионов гривен недостаточно для реализации «мусорного» проекта.
Однако опрошенные нами эксперты (и несколько лет назад, и сегодня) утверждают, что для заявленного правительством проекта для Симферополя нужно намного меньше денег! Считают, исходя из объема «производства» мусора и цены за переработку тонны мусора. Академик РАН и один из руководителей московского монополиста по переработке ТБО — компании «Экотехпром» Адам Гонопольский назвал тогда цену самой дорогой и чистой утилизации в Европе – 700 евро за переработку тонны ТБО. Но это сумма за полный цикл обращения с отходами, «это са-а-амое дорогое, где все включено и под ключ», — говорил профессор Гонопольский, посчитавший, что для на строительство заводов для всего Крыма с лихвой хватило бы 600 млн. долларов. Таким образом, Симферополю, с его 120-ю тысячами тонн мусора в год , для создания с-а-амого дорогого производства по переработке мусора понадобилось бы 84 миллиона евро.
Однако это весь цикл, то есть, с полной утилизацией и по высшему разряду. Еще раз посмотрим на презентацию проекта, которая висит на официальном сайте горсовета Симферополя и под которую правительство Крыма все еще намеревается взять займ на все 400 миллионов гривен. На схеме переработки отходов мы видим только сортировку, а не полную переработку отходов, то есть отделение ценных как вторсырье фракций и утилизацию остального мусора на полигоне ТБО. По ценам на такие мусоросортировочные линии различных производителей, которые вы можете в огромном количестве найти в Интернет, строительство самой современной автоматизированной линии для Симферополя потянет от одного до 4 миллионов евро, то есть максимум до 40 миллионов гривен. А весь мусороперерабатывающий комплекс, от контейнеров для раздельного сбора мусора до его утилизации на полигоне, с инфраструктурой, техникой и так далее, как утверждают эксперты-практики, потребует от 10 до 15 миллионов евро.
Но и этих денег не нужно было бы тратить из бюджета, не будь у чиновников желания подмять под себя этот рынок и нагреть руки на операциях с деньгами и землей. Сортировочная станция могла быть запущена на полигоне в Каменке еще год назад. Ее за 15 миллионов гривен приобрело предприятие «Симэко», вернее, словацкая сторона этого общего с городом проекта. Уже год собранная линия простаивает и не запускается в эксплуатацию – городской совет никак не рассмотрит заявление Симэко на передачу в аренду земли, на которой она могла бы работать. Глупо? Да нет, похоже, это уже преступно: вгонять Крым в долги, а нас заваливать неубранным мусором, в то время как простаивает оборудование, которое могло избавить нас от многих проблем.