Третья серия спецпроекта «Шуцманы Путина» о комбатантах — членах незаконных вооруженных формирований во время оккупации Крыма Россией — рассказывает о казаках и их подчинению командованию Черноморского флота и Южного военного округа РФ.
Технология использования парамилитарных формирований в военных спецоперациях, конечно же не нова, ее применяли с давних времен. Однако есть грань между военной хитростью и вероломством, есть разница между протестным движением мирного населения и действиями комбатантов, то есть, вооруженных гражданских лиц, которыми управляют спецслужбы и армия страны-оккупанта. Эти границы определяет международное гуманитарное право, нарушение которого является военным преступлением.
Сегодняшний рассказ Центра журналистских расследований о казаках — крымских, которые до аннексии были маргинальными ряжеными, которых нанимали политики и рейдеры; и российских, которых начали перебрасывать в Крым еще до захвата Верховной Рады и правительства автономии. По данным российского Казачьего информационно-аналитического центра, в событиях в Крыму участвовали казаки Зауралья — Оренбургского казачьего округа, терские, сибирские, астраханские, из Москвы и области, и, конечно, кубанские и донские казаки, которых было не менее двух тысяч.