Последовательность и качество решений украинской власти в санкционный сфере свидетельствует о том, что в первые годы вооруженного конфликта с Россией у высшего руководства государства не было политической воли к введению ограничительных мер в отношении агрессора. Только этим можно объяснить то обстоятельство, что закон, принятый в 2014 году, начал применяться более чем через год. А перечни лиц свидетельствуют о коррупционных интересах влиятельных лиц и бизнес-групп.
Поэтому, как считают участники круглого стола «Санкционная политика Украины. Перезагрузка», который организовали и провели Центр журналистских расследований совместно с представительством президента Украины в АР Крым, самый первый уровень политики, которая должна измениться, — это уровень принятия политического решения о применении санкций.
Следующий уровень санкционной политики — реализация политического решения на уровне исполнительной власти, которая предусматривает и процедуры составления и внесения изменений в санкционных списки, мониторинг выполнения и влияния ограничений. Для этого нужен специальный орган исполнительной власти, однако какой именно — это предмет наибольшей дискуссии.
Еще один важный элемент, без которого невозможна перезагрузка санкционной политики — это ее прозрачность. Отсутствие ответственности за нарушение санкций — еще один недостаток украинской политики. Профильный комитет Верховной Рады рекомендовал к рассмотрению соответствующий законопроект. Однако у правоохранителей к нему есть серьезные замечания.
Также необходимо нормировать национальные и международные санкции. То есть те, которые Украина применяет сама, и те, к которым присоединится.
Эксперты проекта «Как работают крымские санкции» подготовили рекомендации для законодателей и органов исполнительной власти Украины, а также ЕС и США по усилению санкционных ограничений и ликвидации схем их обхода, которые применяются Россией и иностранным бизнесом.
Сюжет Центра журналистских расследований: