На псевдореферендуме 16 марта 2014 года в оккупированном Крыму роль иностранного наблюдателя играл гражданин Китая Гэ Чжили. Поэтому неудивительно было увидеть его в 2017 году на первом форуме друзей оккупации Крыма. В конце 2019 года Ге Чжили очередной раз посетил Крым и пообещал открыть Крымский информационный центр в Китае — для привлечения китайских туристов в Крым. Как положено друзьям оккупации, господин Гэ оперировал заоблачными цифрами — миллион туристов из Поднебесной. Пока в Крым ездит только по несколько тысяч китайских туристов в год.
Гэ Чжили возглавляет «Общество обмена и сотрудничества «Россия — Восточная Европа — Центральная Азия»». Но это не какая-то организация, а лишь структурное подразделение Китайской народной ассоциации исследования и освоения традиционной медицины и фармацевтики. У господина Гэ еще много регалий. Он и почетный консул непризнанной Абхазии в Китае, и советник посла Кыргызской Республики в Китае. Если верить его сайту, только в России он имеет семь общественных и государственных должностей.
В оккупированном Крыму Гэ Чжили имеет не только туристический интерес. В поселке Вилино Бахчисарайского района он является соучредителем фирмы Проект Трейдинг, которая по данным реестра занимается строительством.
В общем, все годы оккупации — это годы неудачных попыток привлечь китайские деньги в крымскую экономику. Крымчане постоянно слышат обещания. Да, отдельные случаи выхода крымских компаний на рынок Китая имеются. С 2016 года руководство захваченного объединения «Массандра» сообщает об экспорте своих вин на китайский рынок. На пробу в Китай поехало в сентябре 2019 года и крымское мороженое марки «Доброе». Говорят, китайцам понравилось. Однако о постоянных поставках ничего не слышно.
Стоит вспомнить и кабелеукладник, принадлежащей китайской компании, который позволил России в конце 2015 года проложить энергомост через Керченский пролив и обеспечить Крым электроэнергией во время украинской енергоблокады.
Это, конечно, откровенное неуважение к украинскому суверенитету и территориальной целостности со стороны Китая. Так было с самого начала оккупации, когда Пекин, не признавая официально попытки аннексии Крыма, одновременно своими голосованиями в ООН оказывал поддержку России. Китаю же все равно, с кем сотрудничать. Восточная империя руководствуется не ценностями, а исключительно собственными интересами.
Сюжет Евгения Лешана, Центр журналистских расследований: