Расследователи международной экспертно-журналистской группы Bellingcat смогли установить личности четырех человек, транспортировавших в Украину российский зенитно-ракетный комплекс «БУК М1», из которого 17 июля 2014 года в небе над Донбассом был сбит Boeing-777 рейса MH17 «Малазийских авиалиний».
Bellingcat, специализирующаяся на проведении расследований по открытым источникам, опубликовала в четверг свой итоговый доклад по расследованию катастрофы малазийского самолета над Украиной, в котором объединены данные, собранные группой в течение года после крушения MH17, сообщает телеканал Дождь.
В документе отмечается, что 17 июля 2014 года зенитная установка «БУК» была перевезена на грузовике из Донецка в Снежное, а затем своим ходом отправилась к югу от Снежного. Оттуда около 16:20 по местному времени была запущена ракета, сбившая самолет «Малайзийских авиалиний».
Авторы доклада уверяют, что замеченный в районе Снежного «БУК» — российского происхождения. Согласно выводам Bellingcat, комплекс, многочисленные фотографии которого были сделаны на территории Украины, находился до этого в составе 53-й зенитно-ракетной бригады Вооруженных Сил России, которая дислоцируется недалеко от Курска.
В докладе установка условно именуется «Бук 3х2» — по надписи на правом борту. По данным Bellingcat, похожая на «Бук 3х2» машина была в составе военного конвоя, следовавшего из Курска в Миллерово (Ростовская область) в июне 2014 года.
В качестве доказательств идентичности «Бука» замеченного в районе Снежного 17 июля 2014 года и установки этого же типа, сфотографированной на территории России в июне, приводятся несколько фотографий.
На снимках из России (справа) и Украины (слева), геолокацию которых удалось подтвердить Bellingcat, на «Буке 3х2» видны схожие погрузочные маркировки, сохранившиеся элементы номера и белая краска на щитке гусеницы в одних и тех же местах.
«В ходе изучения командой Bellingcat множества наблюдений «Буков» стало ясно, что резиновые щитки над гусеницами «Буков» со временем получают повреждения, и эти повреждения создают уникальный «отпечаток пальцев», который позволяет сопоставить «Буки» на разных фотографиях. В случае Бука «3х2» и фотографии «Бука» Paris Match в Донецке щитки гусениц были практически идентичны», — говорится в докладе.
В Bellingcat также утверждают, что им удалось установить личности четырех человек, которые могли вести машину, транспортировавшую Бук «3х2». Информацию, опубликованную на сайте экспертно-журналистской группы, а также еще неопубликованные данные Bellingcat передал Международной следственной группе, расследующей катастрофу MH17.
13 октября 2015 года, Совет безопасности Нидерландов должен будет опубликовать доклад о технических причинах крушения малазийского Boeing-777. Окончательный отчет Международная следственная группа покажет в конце 2015 года.
Катастрофа Боинга-777 авиакомпании Malaysia Airlines, совершавшего рейс МН17 по маршруту Амстердам — Куала Лумпур, произошла 17 июля в Донецкой области. На борту самолета находилось 298 человек: 15 членов экипажа и 283 пассажира.
Для установления виновных в сбитии самолета страны, граждане которых погибли при крушении, выступили за создание международного трибунала. В итоге этот вопрос был вынесен на голосование в Совбез ООН. Россия заблокировала в Совете Безопасности ООН предложенную Малайзией резолюцию об учреждении международного трибунала для расследования причин крушения «Боинга-777» «Малазийских авиалиний».
Фото и видео: Bellingcat