Члены экипажа задержанного 25 марта в Азовском море и арестованного судна «Норд» за незаконный выход из закрытого порта Крыма обеспечены всем необходимыми продуктами питания и медикаментами, а само судно подключено к энергопитанию Бердянского морского торгового порта.
Об этом сообщает Государственная пограничная служба Украины, передает Центр журналистских расследований.
«Сейчас на судно «Норд» наложен арест. Члены судокоманды находятся в статусе не пропущенных через государственную границу Украины. В то же время украинская сторона прилагает все усилия, чтобы обеспечить экипаж всем необходимым. В частности, судно «Норд» подключено к промышленному электропитанию Бердянского МТП, обеспечен доступ адвокатов к членам суднокоманды и право на защиту экипажа, а также предоставлены продукты питания, медикаменты и другие необходимые вещи», — отметили в ведомстве.
При этом в Госпогранслужбе обратили внимание на то, что судно «Норд» является украинским с регистрацией в порту Керчь и члены суднокоманды также являются гражданами Украины. «Поэтому доступ к нему должностных лиц российских дипломатических учреждений не предусмотрен, поскольку нормы Консульской конвенции между Украиной и Российской Федерацией от 15 января 1993 года, на которые ссылается российская сторона, могут применяться к межгосударственным отношениям в отношении судов исключительно аккредитующего государства», — говорится в сообщении.
Также в ведомстве напомнили, что после задержания судна украинские пограничники выявили факты нарушения капитаном и членами суднокоманды порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее и незаконного ведения рыбного промысла в акватории Азовского моря. Кроме того, капитан и члены экипажа предоставили для проверки недействительны судовые (грузовые) и паспортные документы, выданные органами на временно оккупированной территории, деятельность которых является незаконной.
Украинские пограничники указали, что в соответствии со статьей 9 закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» любой акт (решение, документы) о регистрации рыболовного судна СЧС «Норд», изданные органами и/или лицами на временно оккупированной территории, украинской стороной не признаются и не создают никаких правовых последствий.
«В ситуации, которая сложилась вокруг судна «Норд», украинская сторона и в дальнейшем будет делать все возможное, чтобы обеспечить соблюдение гарантированных прав и свобод для экипажа судна, а также неукоснительное выполнение требований отечественного и международного законодательства в контексте незаконно аннексированной территории полуострова Крым», — подчеркнули в Госпогранслужбе.
Как сообщалось, 25 марта в Азовском море украинские пограничники остановили судно «Норд» под флагом РФ за 15 миль от Обиточной косы. В ходе проверки установлено, что оно зарегистрировано на временно оккупированной территории АР Крым. Члены суднокоманды нарушили порядок выезда с временно оккупированной территории Украины. Все они имели паспорта граждан РФ, выданные в Керчи.
Прокуратура АРК открыла уголовное производство по факту выхода рыболовного судна «Норд» из закрытого Украиной порта Керчь. 30 марта Херсонский горсуд удовлетворил согласованное прокурором АРК ходатайство следователя ГУ СБУ в АРК о наложении ареста на судно «Норд».
31 марта капитану судна «Норд» сообщено о подозрении в совершении уголовного преступления, предусмотренного ч.2 ст.332-1 УК Украины (нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее).
4 апреля капитан судна «Норд» Владимир Горбенко был задержан, его отвезли в Херсон в суд для избрания ему меры пресечения.
Как писал Центр журналистских расследований в материале «Как выйти из портов Крыма, не нарушив закон», судно «Норд» принадлежит производственному кооперативу «Рыболовный колхоз имени Первого мая», владельцами которого до аннексии Крыма были 34 физические лица. (По данным российского госреестра, 68% уставного капитала кооператива уже оформлены на Елизавету Коба, предпринимательницу из Санкт-Петербурга, которая является основательницей девяти компаний, две из которых в оккупированной Керчи).