Первая неделя товарной блокады Крыма крымскими татарами и гражданами Украины, которые посчитали нужным к ним присоединиться, выявила несколько важных моментов, которые, на мой взгляд, следует зафиксировать.
1. Блокада доказала, что она мирная, а её требования — это вопрос не коммерческого торга с кем-либо, а принципа: Украина после Майдана, по крайней мере, в лице её настоящих патриотов, не продаётся.
2. Водители фур и их (фур) хозяева убедились, что это не разовая и не пиар-акция.
3. Украинцы в целом понимают причины, по которым протестующие перекрыли прохождение коммерческих грузов: нарушения прав человека, репрессии в отношении крымских татар и других украинских граждан в Крыму. А также неприятие двойной морали у власти и бизнеса: аннексию де-юре не признаём, но де-факто извлекаем из неё выгоду.
4. Противодействия блокаде, если и стоит ожидать, то не от гражданского общества, а от олигархов, афиллированных с ними госчиновников и криминалитета, связанного с оборванными блокадой коммерческими потоками.
5. Любое возможное обострение ситуации на границе с Крымом, либо политические потуги по дискредитации блокады останутся на их совести и могут быть организованы силами нанятых ими людей и никем больше. Протестующие ведут себя сдержанно и спокойно, хоть сколько-нибудь серьезных конфликтов нет.
Я как журналист, проведший на блокаде всю эту неделю от начала и до конца, многократно бывавший на всех трёх пунктах пропуска — Чонгар, Чаплынка и Каланчак, — могу засвидетельствовать вышеизложенное лично и отвечаю за свои слова.
Что касается следующей недели, то протестующие, приехавшие сюда со всей Украины, ждут внятной реакции на их требования от президента, правительства и Верховной рады.
Посмотрим, что будет дальше.
Айдер Муждабаев, Facebook