Для начала блокады поставок электроэнергии с территории материковой Украины в оккупированный Россией Крым прежде всего необходимо переформатирование энергосистемы Украины, которая должна стать независимой от РФ. Подрыв опор линий электропередач, по которым электроэнергия подается на оккупированный полуостров – не выход, – уверен эксперт энергетических программ Сергей ДЯЧЕНКО. В телепрограмме “Вопрос национальной безопасности” (медиа-проект Центра журналистских расследований) он рассказал, что можно сделать активистам гражданского общества, чтобы стимулировать правительство к принятию решений и переменам.
Сергей, повреждены опоры линий электропередач. Насколько это опасно для энергосистемы Украины? И как вы оцениваете такие акции, безотносительно к тому, кто их проводит?
Тут два аспекта. Первый – энергетический. Таким образом добиться прекращения энергоснабжения Крыма на серьезный срок не получится. Потому что опоры достаточно быстро восстанавливаются. Это ограничивает, а то и приостанавливает поставки электроэнергии в Крым. Наверное, в каких-то прилегающих населенных пунктах создаются проблемы достаточно серьезные. Но долгосрочного эффекта так добиться не получится, потому что опоры достаточно быстро восстанавливаются. Думаю, что если будет принято правительством решение не допустить блокады, будет организована охрана. Думаю, что эти акции с точки зрения достижения блокады не помогу. А с политической точки зрения – это демонстрация определенного действия. Есть реакция общественности – достаточно широкие слои населения поддерживают активные действия, направленные на борьбу с оккупацией, хотя бы такие партизанские. С точки зрения энергообеспечения Украины акция не приносит существенных ущербов, но наносит ущерб тем, что тратит деньги на восстановление опор. Это не большие деньги, но деньги. Десятки, может быть, и сотни тысяч гривен.
Тогда зачем? Кто целевая аудитория этой акции? Министерство топлива и энергетики в лице министра Демчишина, который говорит о ненужности энергетической блокады и необходимости решения проблем переговорным путем? Мы опять приближаемся к постыдному во многом контракту, по которому поставляется в «Крымский федеральный округ» электроэнергия. Политические вещи, наверное, меньше всего интересуют людей.
Демчишин говорил как министр: есть решение кабинета министров поставлять, я поставляю. Как решать – это не дело министра энергетики. Дело министра энергетики – обеспечить работу энергосистемы. Ему дали задачу экспортировать, значит он должен. А если он говорит, каким способом решать энергетические проблемы с Крымом – это уже говорит политик.
Но он же тоже формирует политику. Он как министр, как чиновник, должен был за этот год сделать что-то реальное для того, чтобы собственная генерация в Украине увеличилась, чтобы не было потребности закупать электроэнергию у России, чтобы не быть зависимыми от этих поставок. Это работа министра.
Комментировать такие вещи надо тонко. Но он должен был получить задачу минимизировать зависимость от России, чего не было сделано.
По сравнению с прошлым годом, мы в большей зависимости от России?
Да. Первая причина в том, что часть прошлого года мы получали нормально уголь, поэтому мы в зиму прошлого года вошли с чуть лучшими показателями. Больше были запасы процентов на 10. В этом году картина радикально не поменялась, тут плюс для энергоснабжения – упала промышленность за этот период. И мы потребляем меньше энергоресурсов. Это нехорошо для экономики, но плюс для энергетиков, потому что упала потребность в энергоносителях. А с точки зрения подготовки, картина хуже, чем в прошлом году. И мы еще больше зависим от поставок угля с оккупированных территорий. Я надеялся, что в этом году будут приняты меры по переводу части тепловой генерации на углегазовые группы, и будут контракты заключены. Декларация о намерениях подписана на 5,5 миллионов тонн. Нам надо от 7 до 11 импортировать. Это достаточно много, можно было бы существенно перекрыть потребности в импорте угля. Но это были декларативные документы.
В чем причина?
Очевидно, что с зоны АТО дешевле брать уголь. Я думаю, это основная причина. Потому что после обвала гривны получилось резкое удешевление угля, добываемого на оккупированных территориях. Импортный уголь оказался существенно дороже, процентов на 30. Хотя при курсе 1 к 8 он был раза в два дешевле. Тогда себестоимость угля, антрацитов, которые добывались в Донецкой области была где-то 140 долларов за тонну. А уголь, который поставлялся из США, Австралии, стоил 70-72 доллара. Но сейчас ценовая политика поменялась. Я думаю, что это ключевой мотив.
Возвращаемся к Крыму. при этом раскладе мы просто остались в кабале контракта между украинской и российской энергетическими компаниями. И срок действия этого контракта заканчивается в конце декабря. Он будет пролонгирован?
Почти наверняка. К зиме мы не подготовились.
То есть, эти действия сейчас безрезультатны? Никоем образом нельзя подвигнуть правительство, которое не подготовилось к зиме, к тому, чтобы оно сейчас обрубило этот контракт?
К сожалению, да. Уже, в принципе, есть заявления о том, что они не готовы к этому.
Тем временем, получился хороший временной люфт. Россия получила возможность позаботиться об энергетической независимости Крыма. Пошли уже подсчеты. Экономический эксперт фонда «Майдана иностранных дел» провел подсчеты, сколько мы имеем по проектам реализации строительства электростанции в Севастополе, в Симферополе, которые должны дополнительно дать по 400 МВт. Сейчас идет спор между специалистами, сможет Россия или не сможет обеспечить какой-то критический минимум для того, чтобы не зависеть от поставок с Украины. Берется во внимание и то, что Россия ускорила работы не смотря на шторма в Керченском проливе по укладке кабеля, который, как вы прогнозировали, нужен просто для перетока электроэнергии из российской энергосистемы в Крым. Сайт BlackSeeNews опубликовал новость о том, что для прокладки кабеля прибыл китайский кабелеукладчик, пока что шторм, он стоит без работы. Но намерения уже явные. По той причине, что китайцы попадают под санкции. В Севастополе, скорее всего, будет использована продукция «Сименс» или ее российской дочки. Но Россия работает, в отличие от украинского правительства. Ваши прогнозы.
Тепловую электростанцию построить – для этого надо несколько лет. Чтобы увеличить мощность, надо на базе существующей ТЭС достроить несколько блоков. Если этого не делать, мощность можно увеличивать до 10%. Чтобы увеличить в два три раза – надо достраивать, котел, турбоагрегат ставить. Это полтора-два года. 800 МВт надо строить. Это минимум. А вообще планируется 1,4 ГВт. Это существенные деньги и время. Генерация – это капиталоемкий и растянутый во времени процесс. А мост можно кинуть гораздо быстрее. Но там очень сложные грунтовые условия. Тем более, китайцы строят. Мы знаем китайское качество. Там заиленное дно. И все специалисты в один голос говорят, что с высокой вероятностью этот кабель затянет и порвет.
Но они же собираются строить для него какое-то укрытие?
Тем не менее, очень сложные условия. Думаю, что это ключевая причина, почему стоит без бухты укладчик, почему на берегу суетятся, но не начали делать. Потому что скорее всего, проектировщики считают и спорят. Да, можно десятикратный запас прочности делать. Это все деньги. Но проблема там грунтовая. Я, честно говоря, не знаю, как ее будут решать.
Я знаю, что такое ноябрьские-декабрьские шторма в проливе. Как производить во время, когда даже паромы не ходят, какие-то работы, я даже не представляю.
Будет очень высокий уровень нагрузки на этот кабель. А представляете, если бы порвало кабель с высоким напряжением. Будут проблемы с безопасностью. Я думаю, что сейчас идет спор. Наверное, кого-то «ломают об колено», заставляя делать. Думаю, что попытаются сделать – возникнет какая-то проблема и все будет приостановлено. Я общаюсь с русскими экспертами. Они часто выполняют политический заказ. Идет четкая задача сверху – сделать то-то. Когда начинают объяснять, что это невозможно, получают посыл – делай.
Мы видим, что десятки миллиардов рублей продолжают тратиться на строительство. Идут явные затраты, потому что, чтобы нанять китайцев, нужно подписать контракт, и риски, связанные с санкциями большие. Пока что неизвестна стоимость контракта. Наверное, и не узнаем. Деньги на это тратятся, в отличие от дорог, социальных объектов. Ничего нового построено не было. Что делать с украинским правительством?
Надо давить. Именно с точки зрения построения нормального рынка, перехода на параллельную работу с европейской энергосистемой. Это автоматически приведет к разъединению с Россией. И в таких ситуациях мы будем электроэнергию брать из Европы, а не из России. Это вопрос года-полтора. Мы сейчас работаем в нормах СНГ, в параллели с Россией, Белоруссией. Надо переходить на работу с НСИ. Это, конечно, на порядок более жесткие требования к качеству. Но это не так дорого. Мы сможем выжать миллиарда полтора-два долларов.
Которые мы опять попросим у Запада…
Я думаю, что они должны быть заинтересованы. Потому что у нас на западе Украины 2 гигаватта избыточных мощностей, которые мы не можем передать на территорию юга и юго-востока. У нас просто дефицит передающих средств. Сделана так энергосистема при Союзе, что с западных регионов мы должны были экспортировать электроэнергию, поэтому там избыток, который мы не можем передать. Просто в холостую работает блок. И если мы перейдем на параллельную работу с НСИ, мы сможем экспортировать с этих мощностей довольно дешевую электроэнергию. Запад должен быть заинтересован. В конце концов, как временное решение, можно поставить вставки постоянного тока. Это тоже не очень дорого. Одна ставка – 250 миллионов. Три вставки нам хватит.
Если это не так дорого, почему задача не ставится?
Спросите у Демчишина. Срочно необходимо навести порядок на рынке электроэнергии. Нужно уходить от существующей модели, которая – одна из причин, что мы продавали электроэнергию в Крым дешевле, чем покупали в России – это просто устаревшая модель. Та же Россия уже давно перешла на модель двухсторонних контрактов, а мы работам по модели, по которой Британия работала в 90-ые годы. От нее уже практически все отказались. Надо наладить нормальный рынок электроэнергии, который позволит решить проблемы, связанные с работой тепловой генерации, ее модернизации, оптимизации поставок топлива. У нас сейчас котлы 60-ых, 70-ых годов. Они заточены под определенные угли, определенных марок, которые сейчас ушли. Есть современные решения – котел с кипящим слоем, который вообще позволяет жечь все, что угодно. Это все надо делать.
В последние годы гражданское общество все сильнее давит на правительство в различных сферах. То, что касается антикоррупции, мы видим большое влияние Центров по противодействию коррупции, целого ряда общественных организаций, мы видим попытки что-то реформировать в прокуратуре. А в энергетической сфере этого не происходит. Почему? Это сложный вопрос? Нет каких-то структур гражданского общества, которые бы каждый день спрашивали у министра: почему?
В энергетической сфере произошло следующее: есть достаточное количество общественных организаций, многие из них раскуплены или созданы заинтересованными олигархическими структурами. Это слишком денежная лоббистская система. Не хочу обижать экологов, но многие из них куплены российскими структурами, чтобы противостоять добыче сланцевого газа. Есть порядочные люди, которых я уважаю. Но очень многие получали деньги по указанным направлениям. Или для борьбы с атомной генерацией. Знаю многих людей, которые искренне поднимают проблемы, а есть такие, кто по заказу работает. К сожалению, в самом гражданском обществе тоже необходимо создавать прозрачные условия работы. В энергетике, поскольку там большие деньги, это сложно.
Мы видим активное гражданское общество на кордоне с Крымом, которое таким образом пытается стимулировать правительство к каким-то изменениям. Но то ли не так сформулированы их требования, то ли не в том направлении прилагаются усилия. Каким образом нужно все-таки даже тем участникам блокады поставок в Крым перезагрузить свою акцию для того, чтобы именно в энергетической сфере стимулировать правительство к реформированию рынка, обеспечению энергонезависимости.
Действительно, надо переформатировать. Они сделали несколько достаточно жестких и радикальных шагов. Сейчас надо перейти к конструктиву. Давить другими методами. В том числе – и через парламент. Сделать акцию перед парламентом, сделать акцию перед министерством. С прозрачными общественными организациями объединиться, которые умеют давить. Необходимо акции перенести в Киев и продолжать давить. Необходимо более системное конструктивное русло. Но давить надо, потому что энергетика – самая непрозрачная сфера, где делались миллиарды. К сожалению, часть правительства продолжает использовать эти схемы. Нужно давить, чтобы от этого уходить и решать вопросы с Крымом и зависимостью от России, которые заставляют идти на компромиссы с агрессором.
Сформулируйте требования, которые должны быть у акции протеста, чтобы это было релевантное требование сегодняшнему дню.
Активизировать рыночные реформы. Например, с 1 октября должны были открыть рынок газа для трейдеров, которые работают в европейском правовом поле. Этого не произошло. Пустили парочку немецких компаний, но «Нафтогаз» остается монопольной компанией, которая фактически монопольна в поставках газа. Ничего не делается в плане перехода на параллельную работу с НСИ. Какие-то расчеты, техзадания считают, но это можно было делать гораздо активнее. Я бы сейчас создал пару общественных организаций, связанных с рыночными преобразованиями. Какой-нибудь союз потребителей рынка электроэнергии. Его сейчас нет. Это организация, которая лоббировала бы интересы потребителей в новых условиях. Есть такое понятие – квалифицированный потребитель. Мы очень скоро с ним столкнемся. Необходимо вести просветительскую работу, разъяснительную и лоббистскую. Много, что можно делать. Сделано несколько мощных акций, но от них надо отходить, потому что результативность от их количества не добавится. Продемонстрировано, что есть такое настроение, встряхнута ситуация. Теперь надо переходить к тем формам работы, о которых я говорил.