Киевский апелляционный административный суд перенес на 3 марта рассмотрение административного дела по иску правозащитников о признании незаконным Постановления Кабинета министров Украины № 79 от 4 марта 2015 года «Некоторые вопросы оформления и выдачи справки о постановке на учет лица, которое перемещается с временно оккупированной территории Украины или района проведения антитеррористической операции», которым за переселенцами устанавливается дополнительный контроль со стороны государства, в связи со вступлением в дело в качестве третьей стороны секретариата Уполномоченного Верховной Рады по правам человека.
Судебное заседание было перенесено по решению рассматривающих дело коллегии судей в связи с необходимостью оформить дополнительные документы для вступления в дело представителя секретариата украинского омбудсмена Романа Лилицкого, передает «Центр журналистских расследований».
Как считает эксперт Регионального центра прав человека (РЦПЧ) Сергей Заец, который является одним из истцом по делу, участие в нем представителя омбудсмена позволит обеспечить его более объективное и всестороннее рассмотрение.
«Суд очень не любит, когда в дело вступает секретариат Уполномоченного Верховной Рады. Я могу это утверждать, ссылаясь на опыт других дел как раз таки связанных с защитой прав крымчан и вообще внутренне перемещенных лиц. На самом деле непонятно, чем это может повредить интересам дела как такового. Уполномоченный ВР — это не заинтересованный орган, который призван защищать права человека, который может предоставить достаточную информацию и достаточно авторитетное мнение по вопросу, который является предметом рассмотрения в этом суде», – сказал Заец журналистам.
Он также напомнил, что после оккупации Крыма и начала боевых действий на Донбассе Украина столкнулась с проблемой внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) или переселенцев, в связи с чем было принято решение оказывать им со стороны государства помощь, для потребовалось наладить их учет. Первоначально учет был упрощенный, он проводился даже без участия государственных органов, поскольку важно было иметь представление о количестве переселенцев в стране и как-то решать их проблемы.
«Но в марте 2015 года Кабинет министров ужесточил эти правила таким образом, что они стали выходить за рамки разумного и, по сути, нарушать как законы, так и международные обязательства Украины. Были установлены дискриминационные требования… граждан Украины по сути разделили на два сорта, и внутренне перемещенные лица оказались гражданами второго сорта. Были введены требования, что когда внутренне перемещенное лицо становится на учет, получает справку ВПЛ, то эта справка является недействительной до тех пор, пока фактическое место проживания этого человека не будет проверено государственными органами», – отметил правозащитник.
Он также указал, что даже после того, как 24 декабря 2015 года Верховная Рада внесла некоторые изменения в закон «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», направленные на усиление гарантий соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц и упрощение процедуры их учета, постановление правительства № 79 осталось действовать в неизменном виде.
Заец подчеркнул, что закон о ВПЛ многие моменты связывает не с самим фактом внутреннего перемещения, а с наличием у переселенца справки. В частности, это касается доступа к банковским услугам и к разного рода социальным выплатам. Таким образом справка является ключевым документом, который очень сильно влияет на жизнь всех внутренне перемещенных лиц.
Правозащитник обратил внимание на то, что хотя внесенные в закон о ВПЛ изменения устанавливают бессрочное действие справки, которая ранее действовала лишь 6 месяцев и ее необходимо было продлевать, в то же время постановление Кабмина установило дополнительный контроль за переселенцами со стороны государства.
«Это очень похоже на положение условно-досрочно освобожденных лиц, которые находятся под пристальным вниманием государства… Когда речь идет о внутренне перемещенных лицах — это такие же граждане из региона, который подвергся агрессии, оккупации и совершенно нет никаких оснований относиться к ним иначе чем к рядовому гражданину Украины», – отметил Заец.
Он также указал, что в августе 2015 года украинский Кабмин еще больше ужесточил правила учета переселенцев. В частности, в заявлении на выдачу справки ВПЛ появилась дополнительная графа — декларация о том, что человек не совершал преступлений и не является соучасником преступлений, что по мнению Зайца, еще больше делает похожим внутренне перемещенное лицо в Украине на условно-досрочное освобожденное лицо.