Бывший мэр Херсона и экс-народный депутат от Партии регионов Владимир Сальдо уже больше двух месяцев сидит за решеткой в Доминиканской республике по подозрению в похищении херсонского предпринимателя Дениса Пащенко. В свою очередь, Сальдо и его окружение обвиняют Пащенко в похищении экс-нардепа и вымогательстве миллионов долларов, недвижимости и бизнеса, и по их заявлениям открыты три уголовных производства. Но не в Доминикане, а в Херсоне. Центр журналистских расследований в материале «Сальдо негативний», установил, что несколько объектов недвижимости в Херсоне, земельных участков и корпоративные права, оформленных на окружение Сальдо, действительно перешли в руки братьев Пащенко, но последние утверждают, что купили их, причем, по просьбе прибывшего в Доминикану Сальдо.
Эта история вышла за рамки коммерческо-рейдерских разборок благодаря записям разговоров по телефону, которые, как утверждает Денис Пащенко, были тайно им сделаны после приезда экс-нардепа Сальдо в Пунто-Кану. На них человек, с голосом, похожим на голос Сальдо, рассказывает неизвестному собеседнику о своих контактах в оккупированном Крыму с сотрудниками ФСБ и готовности поддержать действия российской спецслужбы на Херсонщине. После того, как Пащенко разместил аудиофайлы в соцсетях, СБУ открыла уголовное производство по ст. 110 УКУ(Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины) и назначила экспертизу записей. Принадлежит ли Владимиру Сальдо голос человека на записях Пащенко, не известно. В ответе на два наших запроса по поводу результатов экспертизы, СБУ сообщает, что относительно обнародования этих данных следователем постановление не выносилось, подозрение конкретному лицу не объявлялось, в то же время, досудебное расследование продолжается.
Тем временем Денис Пащенко предоставил Центру журналистских расследований новую аудиозапись. У нас нет никаких оснований считать, что голос, который на них звучит, принаджежит бывшему народному депутату Владимиру Сальдо. Мы не смогли получить его позицию по поводу этого аудиофайла. Тем не менее, мы решили опубликовать запись, которой, по словам Пащенко, еще нет в распоряжении СБУ, поскольку ее содержание имеет общественный интерес. Речь идет о заинтересованности ФСБ в похищении и доставке в Россию неназванных «беглецов», которые находятся на территории Украины.
По словам Дениса Пащенко, этот разговор Владимира Сальдо с неизвестным, как и предыдущие, он записал в июне 2016 года, в отеле в Пунто-Кане. Но эту запись, по словам Пащенко, он не обнародовал, собираясь передать ее в СБУ, когда они свяжутся с ним после появления в сети первых файлов.
«Этот разговор был где-то в июне. С кем он разговаривал, я не могу сказать, потому что я присутствовал при разговоре, но я не хотел привлекать его внимание. Я ожидал, что со мной свяжется СБУ, я хотел передать им записи, которые у меня имелись, дать показания, если нужно, потому что есть информация. Но поскольку я вижу, что нет особого интереса к этому расследованию, что меня очень удивляет, я передал их вам», – сказал Пащенко в разговоре с автором по Skype из Доминиканы.
Как и в первых записях, в новом аудиофайле, который Денис Пащенко передал Центру журналистских расследований, слышно только один голос, который, по утверждению Пащенко, принадлежит экс-нардепу Владимиру Сальдо. Разговор с неизвестным идет о возможности выполнить задание российских спецслужб, которые проявляют заинтересованность в «доставке» из Украины в РФ неназванных людей.
Голос на аудиозаписи:
«Я слышал о том, что люди интересуются некоторыми людьми, которые сейчас находятся в Украине. Конкретно я не слышал. Я просто был там, на встрече, присутствовал. Это, очевидно, такие люди, которые их интересуют. И они готовы, я так понял из разговора, заплатить тем, кто их обратно доставит в Россию.
Я могу помочь вам, когда буду дома, установить контакты. Вы конкретно там можете оговорить все эти условия. Государственные люди. […] Из государственной службы».
Из одностороннего содержания разговора следует, что ФСБ проявляет заинтересованность в похищении и доставке на территорию России неких “беглецов”, и готовы заплатить за эту работу украинским исполнителям. Примечательно, что потенциальный исполнитель якобы интересовался и «доставкой» беглецов из Украины.
Голос на аудиозаписи:
«Ты спросил вчера: «Украина заплатит за беглецов?» Я не знаю ответа. Не слышал разговора. А вот за тех я слышал, что они готовы. И у них есть для этого бюджет. Конкретных людей им надо.
Объяснение этому следующее: им очень трудно сейчас работать на территории Украины самим. Их украинские спецслужбы очень здорово отслеживают. Это я так думаю. Но оно так и есть, потому что у нас в новостях очень часто проскальзывают такие сообщения, что такого-то задержали, который с русскими работает, того-то задержали, который с русскими работает. Поэтому они, наверное, ищут для этого третьих лиц. Наверное, я так думаю».
Человек с голосом, похожим на голос экс-нардепа Сальдо, также рассказывает, что не работает с сотрудниками ФСБ напрямую, но встречается с ними, когда бывает в оккупированном Крыму. Там, как мы ранее установили, у семьи Сальдо есть дорогая недвижимость – апартаменты в Ялте и коттедж в Алуште.
Ореанда Плаза в Ялте, где у жены Сальдо есть апартаменты, фото оreanda-plaza.com
Голос на записи:
“Знаешь, я с ними не работаю напрямую. Но, бывая в Крыму, ну, куда я могу деться, все равно я с ними встречаюсь. Они все были нерусские, все были украинскими, а теперь они стали русские. Я с ними напрямую не работаю. Поэтому тот белый телефон, ты меня спрашивал. Я им пользуюсь только, когда я бываю в Крыму».
Чтобы предоставить Владимиру Сальдо возможность высказать свою позицию по данной записи, мы обратились к его адвокату в Украине Евгению Гилину. В отличие от предыдущего раза, Гилин теперь сообщил, что не может связаться с Сальдо.
Гилин: Как я с ним (Сальдо, – ред.) свяжусь, если он в тюрьме?
Корр.: Вы же раньше с ним могли связываться по вайберу, скайпу? Или как вы с ним связывались? Через его адвоката там?
Гилин: Через адвоката там, да. А это по поводу записи, которую вы мне скидывали? Вы что, не слышите, что это абсолютная подделка?
Корр.: Я не слышу, я хочу услышать его мнение об этом.
Гилин: Его мнение я вам сказать не могу, потому что нет с ним связи. И через адвоката в том числе. Тем более комментировать такие глупости никто не будет. Если вы хотите сделать очередную какую-то передачу, то мы вам помогать в этом не будем.
Как известно, после опубликования первых «пленок Сальдо» Службой безопасности Украины было открыто уголовное производство по статье 110 УКУ и назначена экспертиза записей.
Евгений Гилин утверждает, что экспертиза завершена и она установила, что голос на записях не принадлежит Владимиру Сальдо.
«На сегодняшний день уже установлено экспертизой, проведенной СБУ, что те записи, что были опубликованы первый раз, а надо признать, что они были более качественны, чем те, которые вы мне первый раз скидывали, голос на записях не принадлежит Владимиру Васильевичу», – сказал адвокат Гилин, однако отказался предоставить якобы имеющиеся у него выводы экспертизы.
Напомним, что на первом из двух аудиофайлов, опубликованных Пащенко в июле 2016 г., человек объясняет своей жене Любови причины невозможности вернуться домой в Херсон из Доминиканской республики.
Голос на записи:
«Любочка, привет. Я так осторожен со связью, потому что у меня появилась информация, что якобы из-за моих встреч в Крыму, с какими-то крымскими чиновниками СБшники могут меня задержать сейчас, если я вернусь. Я поэтому еще денек-другой разберусь там, уточню, на самом ли деле это так, и потом вернусь».
На второй аудиозаписи человек с тем же голосом рассказывает кому-то о своем кураторе из ФСБ, который материально помог на выборах, и про планы вторжения России в Херсон.
«Был товарищ один, Костя, пару раз встречались в Симферополе. Тогда он сказал, что он куратор мой от ФСБ, в случае чего у него есть помощник, сотрудник – Алексей. Если что, то можно с ними встречаться. И они, в принципе, лояльно настроены. Главное – давать информацию, что происходит на местах, о настроениях среди населения, какие акции протеста, что волнует. И в случае чего, если они все-таки решат заходить в Херсон, тогда понадобятся надежные люди, которые настроены в сторону объединения славянских народов. Так что у меня даже есть такая группа людей – человек 30«.
Центр журналистских расследований дважды обращался с информационным запросом к СБУ по поводу результатов экспертизы записей (на предмет принадлежности В.Сальдо голоса на них) и хода расследования уголовного производства. 30 сентября СБУ ответила, что досудебное расследование по данному уголовному производству продолжается, о подозрении конкретному человеку не сообщалось, и следователем не выносилось постановление о разглашении информации относительно результатов проведенных экспертиз.
После того, как адвокат Гилин заявил, что он располагает результатами экспертизы, установившей, что голос на записях не принадлежит Сальдо, мы повторно обратились к СБУ с теми же вопросами.
Ответ гласит следующее: На предыдущий запрос по аналогичным вопросам ранее была предоставлена информация, кроме той, разглашение которой может на данный момент навредить досудебному расследованию.
То есть, надо понимать, что с 30 сентября “в деле Сальдо” ничего не изменилось: о подозрении ему не объявлено, но уголовное производство не закрыто.
Позволим себе версию о том, что экспертиза «пленок Сальдо» или еще не завершена, или, что скорее всего, вообще не начиналась. Да и само уголовное производство, как видится, не расследуется. Иначе, как можно трактовать тот факт, что к «автору» этих записей – Денису Пащенко – следователь не обращался. Ни за оригиналами записей, ни за показаниями.
Подробнее об истории Владимира Сальдо читайте в материале «Сальдо негативный».