На 4 ноября в Ялте назначены общественные слушания, касающиеся основного документа, согласно которому город будет развиваться в ближайшие годы. В повестке слушаний два вопроса: о разработке изменений в Детальный план территории центральной части Ялты в части квартала усадебной застройки по ул. Войкова, а также о рассмотрении основного чертежа технико-экономического обоснования Генерального плана Ялты.
Соответствующее распоряжение мэр Ялты Алексей Боярчук подписал за восемь дней до проведения слушаний – 27 октября. В принципе, времени было вполне достаточно не только для обнародования распоряжения градоначальника, но и для ознакомления широкой общественности с проектной документацией.
Согласно объявлению, размещенному на официальном сайте города вместе с распоряжением мэра и подписанному главным архитектором Ялты, председателем оргкомитета общественных слушаний Владимиром Ивженко, «ознакомиться с проектами материалами, которые будут публично экспонированы, можно в холле здания исполнительного комитета Ялтинского городского совета на 3-м этаже, при входе в малый зал, с 30 октября 2011 года по 4 ноября 2011 года». Предполагалось, что все, кому небезразлична судьба города, в воскресенье смогут найти время, чтобы ознакомиться с проектами. Не сложилось – единственный предшествовавший слушаниям выходной остался за кадром мероприятия, до обеда 31 октября в указанном месте никаких проектов для ознакомления ялтинцев выставлено не было. Отвечая на вопрос корреспондента «Центра», Владимир Ивженко не смог пояснить отсутствие материалов, сославшись на то, что их обнародованием должны были заниматься специалисты ООО «Крымский институт экологии и проектирования», которое разрабатывало проекты. На прием предложений от общественности организаторы слушаний отвели два часа в день проведения – с 9.00 до 11.00.
1 ноября холл перед малым залом исполкома уже украшала схема Генплана города Ялта в масштабе 1 : 5000. Глядя на этот документ, человек, не искушенный в вопросах градостроительства и архитектуры, мало что сможет уяснить. К примеру, на схеме отсутствуют названия улиц, и ориентироваться по ней приходится, как говорят, наощупь. Догадку подтвердил главный специалист главного управления градостроительства, архитектуры и регионального развития Валерий Савлаев. «Непрофессионалам, чтобы они могли как-то разобраться, походить по этим улочкам, надо увеличить масштаб. Профессионалы могут разобраться здесь, – отметил он. – Слушания нужны, чтобы люди могли знать, какая перспектива ждет их город».
Директор ООО «Крымский институт экологии и проектирования», депутат Ялтинского горсовета, член постоянной депутатской комиссии по землепользованию и экологии Иван Шевчук накануне общественных слушаний был очень занят и не нашел времени для встречи с корреспондентом «Центра». В предварительных разъяснениях, по его мнению, нет необходимости, а ответы на все вопросы можно получить в ходе самих слушаний. Впрочем, несмотря на занятость, Иван Шевчук уделил несколько минут телефонной беседе. По вопросу внесения изменений в ДПТ центральной части Ялты в части квартала усадебной застройки по ул. Войкова Шевчук был предельно краток: что, мол, там разъяснять. «2 гектара сельскохозяйственных земель, которые много лет не использовались, переводятся в земли жилой застройки», – пояснил он. Где именно находятся эти 2 гектара, какова будет высотность застройки понять по схеме, вывешенной для всеобщего обозрения, непросто, если не сказать невозможно.
Что же касается самого Генплана Ялты, по словам руководителя ООО «КРИЭП», этим документом городское руководство хочет, в первую очередь, официально утвердить границы города. К слову, последнее утверждение границ Ялты проводилось в 60-х годах прошлого века, так что вся застройка, расположенная выше обводной дороги, формально находится за городской чертой и вообще непонятно, к какому населенному пункту относится. Здесь важно не перепутать Ялту с Большой Ялтой, в состав которой входят девять административных территорий. Нашумевший Генплан, презентованный в 2007 году мэром Сергеем Брайко, касается как раз Большой Ялты и включает не только собственно Ялту, но также Алупку и курортные поселки. Однако в этом документе не были установлены границы административных территорий, часть из которых занимается разработкой соответствующей проектной документации только сейчас.
Во время предварительного обсуждения вопросов общественных слушаний за «круглым столом» главный архитектор Ялты Владимир Ивженко напомнил, что несколько лет назад уже была предпринята попытка утвердить границы города. Фирма «Кадастр» разработала проект землеустройства, по которыму Ялте отводилось 1740 гектаров. Проект был принят на сессии горсовета, утвержден Верховной Радой Крыма, но не был передан на утверждение в ВР Украины. «Мы эту работу потеряли, – констатировал В. Ивженко. – Для бюджета это потеря 600 тысяч гривен». При этом он подчеркнул, что нынешняя проектная документация обходится бюджету значительно дешевле: ТО – менее 100 тысяч, проект землеустройства в пределах 65 тысяч. При этом площадь города должна увеличиться на 350 гектаров.
Главный архитектор «КРИЭП», работавший над Генпланом Ялты, Богдан Ябчаник, разъясняя проект, отметил, что в части транспортной инфраструктуры обстановка в городе очень сложная. «Красные линии улиц не выдерживают никаких нормативов. Придется идти на какие-то нарушения этих норм, делать совершенно другие параметры красных линий», – сказал архитектор. Для решения этого вопроса предполагается делать одностороннее движение по основным магистралям. Кроме того, Генпланом предусмотрено строительство новой объездной дороги. Это, по мнению архитектора, облегчит положение в северной части города. «Но там очень пересеченный рельеф, и строить дороги довольно сложно. Для транспорта проработаны маршруты. По рельефу они проходят нормативы, правда, на предельных уклонах». – отметил Б.Ябчаник
Предусмотренная документом новая объездная дорога может стать яблоком раздора между общественностью и властью. В частности, председатель ОО «Территориальная община Большой Ялты» Григорий Тараненко во время предварительного обсуждения проекта высказал опасения, что дорога, пройдя по границе Ялтинского горно-лесного природного заповедника, «отодвинет» его. «Мы плачем, но рубим зелень, – сказал общественник. – Это мнимая забота о ялтинцах. Чтобы принять решение по этому вопросу, нужно привлечь как можно больше людей социально активных, общественно полезных организаций».
Напротив, по мнению архитектора Валерия Савлаева, новая объездная дорога позволит разгрузить имеющуюся трассу, что должно положительно сказаться на экологической ситуации близлежащих районов.
В целом, еще до начала общественных слушаний стало понятно, что проекты вызовут бурное обсуждение среди ялтинцев. При этом не стоит забывать, что решение слушаний носит рекомендательный характер, а внять гласу народа или нет, в конечном итоге решают депутаты. Ясно одно: чем раньше будут утверждены новые границы города, тем скорее начнут решаться земельные вопросы.