У цьому пості викладена одна з версій цілей поїздки російських журналістів Орхана Джемаля, Олександра Расторгуєва та Кирила Радченка на північ ЦАР, яка закінчилася їх загибеллю. Ми припускаємо, що вони збиралися розслідувати зв’язки російських ПВК з антиурядовими угрупованнями. Ці ймовірні зв’язки йдуть врозріз з офіційною позицією Росії, яка полягає в підтримці центрального уряду Центральноафриканській республіці. Ця версія заснована на тому, що нам відомо про останні дні життя російських журналістів і про ситуацію в ЦАР в цілому.
«Дождь» сообщил со слов коллеги журналистов, что сначала они намеревались направиться в Беренго, бывшую резиденцию диктатора-людоеда Бокассы, где, как сообщается, «вагнеровцы» тренируют правительственные силы ЦАР.
О Беренго как о базе российских наёмников (которых МИД скромно именует «гражданскими инструкторами») рассказывали довольно много, писали об этом и мы.
После того, как журналистов в Беренго не пустили, они направились на север страны. Зачем?
В качестве места назначения в некоторых источниках упоминается город Кага-Бандоро. Этот город уже попадал в центральноафриканские СМИ в связи с россиянами в апреле, когда местное население заблокировало легкомоторный самолёт «Цессна» c четырьмя «российскими военными экспертами».
Власти ЦАР тогда заверяли, что миссия российских экспертов связана с переговорами с местными повстанцами по установлению мира в стране. Однако местное население, а также сообщившие об инциденте СМИ в этом сомневаются, и на то есть веские причины.
В феврале французский политолог-международник Франсуа Дидье упоминал, что россияне расположились в районе месторождений полезных ископаемых на северо-востоке ЦАР и заключают соглашения с местными группировками, оппозиционными правительству в Банги.
На карте ЦАР Кага-Бандоро и Бамбари (оба населённых пункта упоминались как предполагаемый пункт назначения российских журналистов) располагаются на территории, подконтрольной группировкам, которые ранее входили в коалицию мусульманских повстанцев «Селека». В 2013 году «Селека» даже контролировала столицу ЦАР, однако затем распалась. О возможной причастности «Селеки» к убийству журналистов сообщил ТАСС со ссылкой на местную радиостанцию.
Чтобы понять мотивы связи группировок «экс-Селеки» с российской ЧВК, обратимся к карте месторождений полезных ископаемых в ЦАР. На ней видно, что на территории, подконтрольной бывшей «Селеке», имеются месторождения алмазов (отмечены на карте синими квадратами):
Ещё в 2017 году россиянами в ЦАР была основана компания Lobaye Invest. Заместитель генерального директора российской Transparency International Илья Шуманов указывает на связь этой компании с российскими ЧВК. Именно горнодобывающими интересами могут объясняться договорённости ЧВК с группировками бывшей «Селеки» на северо-востоке ЦАР (косвенно наличие таких договорённостей подтверждает инцидент с «Цессной»).
Проблема в том, что ведение дел с антиправительственными силами противоречит официальным заявлениям о целях России в ЦАР (в число которых входит «восстановление государственной власти на всей территории страны»). Напомним, что именно благодаря такой однозначной позиции Россия получила разрешение СБ ООН на ввоз оружия в страну в обход эмбарго. Можно предположить, что именно расследование сотрудничества российских ЧВК с противниками центрального правительства ЦАР и было целью роковой поездки российских журналистов.
При этом нельзя однозначно утверждать, что гибель Джемаля, Расторгуева и Радченко связана с их журналистской деятельностью. По данным ООН, рэкет и поборы вооружённых групп на дорогах страны являются системной проблемой, которая «удушает» экономику. Нельзя делать однозначных выводов и о причастности «Селеки»: заявления властей на подконтрольных властям ЦАР территориях, где бойцы «Селеки» не так давно проводили этнические чистки, могут быть предвзяты. Если в отношении целей поездки журналистов можно строить предположения, то истинной причины их гибели мы, возможно, никогда не узнаем.