Из СИЗО – на поруки, и обратно

Во вторник, 11 октября, коллегия судей Апелляционного суда Крыма изменила меру пресечения для Виталия Устюжанина, директора Сакского центрального военного клинического санатория имени Пирогова: с ареста – на подписку о невыезде с передачей на поруки трудовому коллективу. Самого Устюжанина на заседание суда из Симферопольского СИЗО почему-то не доставили. Поддержать руководителя Сакского санатория приехали его пациенты и представители Общества ветеранов Афганистана. Требуя освободить В.Устюжанина, они   развернули перед зданием суда сидячий пикет – большинство протестантов были на инвалидных колясках.

За полчаса до начала заседания по жалобе  на решение местного суда об аресте  Виталия Устюжанина под зданием Апелляционного суда Крыма собрались пациенты Сакского военного санатория имени Пирогова. Всего чуть больше 20 человек, и большинство – на инвалидных колясках. Люди объяснили, что  – это те, кто смог сегодня приехать.

 

  

На  транспарантах –  требование освободить из-под стражи руководителя санатория имени Пирогова Виталия Устюжанина.

Анна Хомутова

«Состоялся рейдерский захват одного из лучших санаториев, не только Минобороны, но и Украины. И  только потому что там такой руководитель, который не ворует, взятки не дает, и поэтому его ломают, – считает председатель КРО инвалидов «Берегиня» Анна Хомутова. – В санатории сейчас 800 человек на лечении, в том числе и инвалидов. Это один из лучших санаториев. Там есть отдельный центр восстановительного лечения для инвалидов. Если сегодня санаторий заберет какой-нибудь толстосум, он что – будет с инвалидами возиться? Нет!».

Инвалид первой группы Василий Левищенко из Черниговской области каждый год приезжает на лечение в Сакский санаторий имени Пирогова. «Мы против того, чтобы Сакский военный санаторий переходил в какую-то неизвестную фирму, которую никто не знает и которая по закону даже не имеет права заниматься лечением. Она может заниматься только маркетингом, продавать путевки. Эта фирма ничего своего не имеет, и забирает у министерства обороны лучший военный санаторий Украины, который  за прошлый год имеет дохода больше 100 миллионов гривен», – негодует Василий Левищенко.

Участники пикета поясняют журналистам, приехавшим на суд: санаторий имени Пирогова – единственный в своем роде, где созданы все необходимые условия для лечения инвалидов, и таким его сделал Виталий устюжанин. «Этот человек –  хозяин! Территория, работники, обслуживание – супер! Мы отдыхаем, а у нас заберут это все! Верните хозяина, и будет все нормально!», – говорит пациент санатория Ярослав Кесарец.

Василий Левищенко

Заседание суда началось чуть позже 9 утра. Адвокаты В.Устюжанина Юрий Гончаров и Юрий Поставничий обжаловали постановление Киевского районного суда от 3 октября об избрании руководителю санатория меры пресечения в виде содержания под стражей. На заседание Апелляционного суда  Виталия Устюжанина из Симферопольского СИЗО не привезли.

Напомним, 30 сентября представители крымской прокуратуры приехали в санаторий им.Пирогова с целью провести выемку документов, но подтверждающие законность этих действий документы предоставлять отказались, и , по словам сотрудников санатория, на этом основании  провести обыск и выемку сотрудникам  прокуратуры отказали.  А вечером в тот же день, когда В.Устюжанин уходил с работы, его задержали люди в масках, увезли в Симферополь и направили в прокуратуру.

По сообщению прокуратуры АРК,  30 сентября в отношении Устюжанина  было возбуждено уголовное дело  по части 5 статьи 191 и  части 2 статьи 366 УК Украины – завладения бюджетными средствами и должностной подлог. И 3 октября Киевский райсуд Симферополя  во время обеденного перерыва вынес постановление об избрании руководителю Сакского санатория меры пресечения в виде ареста на два месяца.

«Устюжанин обвиняется в том, что, будучи генеральным директором Сакского центрального военного клинического санатория имени Пирогова, завладел путем злоупотребления служебным положением бюджетными средствами в особо крупных размерах, и совершил должностной подлог с причинением тяжких последствий на сумму ущерба  207 тысяч гривен», – начинает заседание председательствующий судья Виктор Скляров, сообщая, что меру пресечения в виде ареста для  Устюжанина суд первой инстанции избрал «учитывая тяжесть предъявленного обвинения, а также препятствие при проведении следственных действий (обыска и изъятия бухгалтерских документов) на территории Сакского санатория».

Представители защиты Юрий  Гончаров и Юрий Поставничий,  просили апелляционную инстанцию избрать для В.Устюжанина другую меру пресечения, не связанную с ограничением свободы и утверждали: – оснований для содержания под стражей директора санатория нет.

Юрий Поставничий

«В основу постановления суд первой инстанции положил рапорты сотрудников милиции о том, что при проведении следственных мероприятий (обыска и выемки документов на предприятии) Устюжаниным проводилось воспрепятствование этим действиям. Однако это не соответствует действительности, – сказал адвокат Юрий Поставничий. –  При проведении обыска и выемки документов обвиняемый вообще не присутствовал. Он был задержан в 20 часов 30 минут 30 сентября  и его увезли в прокуратуру Киевского района. В последствии,  в 23.15, он был задержан. По крайней мере, именно в это время был составлен протокол о его задержании.  Как можно говорить о том, что он препятствовал обыску и выемке?»

Также, по мнению защиты, следователь не предоставил в суд первой инстанции достаточных доказательств для необходимости избрания  меры пресечения в виде содержания под стражей.

«В качестве одного из оснований в материалах указывается, что в марте 2011 года Устюжаниным был получен новый паспорт гражданина Украины для выезда за границу. Но он был получен в связи с тем, что закончил срок действия предыдущий паспорт, и, естественно, он был заменен в плановом порядке. Устюжанин живет в Саках, доказательств каких-либо попыток выезда за пределы города, Крыма, Украины, в материалах этого представления также нет», – сказал  Ю.Поставничий.

Защитники представили в суд три ходатайства для изменения меры пресечения: от трудового коллектива, общества ветеранов Афганистана и омбудсмена Нины Карпачевой о взятии на поруки.

Юрий Гончаров

«Устюжанину вменяют должностной подлог и завладение бюджетными средствами, что якобы он принимал решение единолично, составил фиктивный документ, – продолжил адвокат Юрий Гончаров. – Вот этот акт №3 (о порядке осваивания денежных средств, которые поступали на лечение льготных категорий военнослужащих  – ред.). Но извините, он подписан двумя сторонами: представителем Минобороны и Устюжаниным. Следующая фабула в обвинении – были перечислены деньги военному санаторию, и точка. Деньги, которыми Устюжанин завладел – какими деньгами? Где доказательства, что его нужно содержать под стражей, и что деньги вообще ушли с этого счета, что деньги были перечислены и получены по единому ордеру в карман?».

Однако представитель обвинения во время своего выступления с этими аргументами не соглашался и утверждал,  что постановление Киевского районного суда Симферополя обоснованно и законно. «При избрании меры пресечения не исследуется доказанность или не доказанность вины обвиняемого, а исследуется основания для избрания меры пресечения. Суд первой инстанции учел, что Устюжанин обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, санкция статей предусматривает свыше трех лет лишения свободы. Кроме того, оказывалось препятствие (и кран к зданию санатория подгонялся, и свет отключался) при проведении обыска, – отметил представитель обвинения. –  В настоящее время Устюжанин не отстранен от должности, потому что контракт с ним может расторгнуть только министерство обороны Украины».

Обвинение просило оставить апелляционную жалобу адвокатов руководителя здравницы без удовлетворения, а постановления суда первой инстанции – без изменения.

В совещательной комнате коллегия судей  пробыла  чуть больше 10 минут. В итоге коллегия судей установила, что судом первой инстанции не были учтены данные личности В.Устюжанина  и обстоятельства, которые были представлены органами досудебного следствия. «Оснований  взятия под стражу не установлено. ‹…›Поэтому коллегия считает необходимым изменить постановление Киевского районного суда Симферополя  и избрать меру пресечения В.Устюжанину в виде подписки о невыезде», – огласил решение председательствующий по делу  судья Виктор Скляров.

Новость о решении коллегии судей Апелляционного суда АРК об освобождении Устюжанина на подписку о невыезде  собравшиеся под зданием суда  пациенты санатория встретили громкими аплодисментами и радостными возгласами. Только после этого люди стали сворачивать транспаранты и собираться домой.

Адвокаты тоже не скрывали эмоций. «Наконец-то справедливость восторжествовала, – сказал «Центру» адвокат Юрий Поставничий. – В течение сегодняшнего дня копия постановления будет направлена начальнику СИЗО №15 Симферополя. И, естественно, немедленно после получения этого постановления, Устюжанина должны  выпустить  на свободу из СИЗО».

Адвокаты также предположили, что Виталий Устюжанин продолжит исполнять обязанности директора санатория имени Пирогова – ведь министерство обороны Украины не разорвало контракт с директором здравницы, рассуждали они.

Далее можно было бы написать, что  жизнь повернулась неожиданной стороной. Но это будет неправдой – в Крыму уже стало обыденностью, когда освобожденного из-под стражи обвиняемого сотрудники прокуратуры, словно вынув туз из рукава, снова задерживают в порядке статьи 115 УК , то есть по подозрению в совершении  преступления. Так было  – и неоднократно! – с предпринимателем Иосифом Файнгольдом, и с директором Одесского  морского порта Николаем Павлюком, и с экс-мэрами крымских городов…

Однако такого сценария, который провернули с В.Устюжаниным, Крым еще не знал. Как говорится – это уже за гранью. Вечером вторника «Центру» стало известно, что,  несмотря на решение суда, директор санатория имени Пирогова еще не освобожден из СИЗО и там его весь день дожидаются адвокаты и супруга.

Связаться с защитниками В.Устюжанина удалось только поздно вечером. Адвокаты Юрий Гончаров и Юрий Поставничий рассказали, что, получив решение  Апелляционного суда, около 14.00 с сопроводительным письмом  направились в Симферопольский следственный изолятор, где с 30 сентября находился руководитель здравницы. По словам Юрия Поставничего, исполняющий обязанности начальника СИЗО №15 Симферополя Михеев заверил, что Виталия Устюжанина освободят уже через полчаса. Однако отпускать из-под стражи директора санатория  не торопились, ссылаясь на то, что «бумаги ходят», и надо подождать.

«Пошла какая-то игра. В это же время в Симферопольском СИЗО находились сотрудники прокуратуры Киевского района. Они разговаривали с руководством следственного изолятора, с дежурным», – рассказывает Поставничий.

В 17.00 представителей защиты попросили покинуть здание СИЗО, поскольку, согласно режима, они больше не могли там находиться. Однако сотрудники изолятора были вынуждены впустить в здание представителя омбудсмена Владимира Фролова. Его, по словам защитников, руководство СИЗО №15 заверило, что Виталий Устюжанин уже освобожден из-под стражи, в подтверждение чего был продемонстрирован некий документ,  и что информацией относительно местонахождения руководителя Сакского санатория в изоляторе более не располагают.

То есть, о том, что В.Устюжанин отпущен на свободу,   ни ожидавшей его  супруге,  ни  защитникам директора официально в СИЗО ничего не сообщили.  По неофициальной информации, которой располагают защитники, В.Устюжанин из Симферопольского СИЗО был переведен в ИВС. Адвокат Юрий Поставниченко также  не исключает, что у В.Устюжанина могло ухудшиться здоровье, ведь он страдает ишемической болезнью сердца.

Попасть в изолятор временного содержания вечером во вторник, 11 октября, адвокаты так и не смогли. По их словам, для этого  нужно было получить разрешение начальника ГУ МВД Украины в Крыму либо его заместителя, но их телефоны, со слов защитников, не отвечали. Таким образом, к исходу дня освобождения Устюжанина никому из его родных и защитников его судьба была неизвестна.

В среду, 12 октября, с утра адвокаты В.Устюжанина вместе с представителем омбудсмена намерены посетить ИВС и обратиться в прокуратуру  в надежде получить официальную информацию о том, где находится Виталий Устюжанин.

Фото “Центра”