Консультаций между Украиной, Россией и Европейской комиссией относительно введения зоны свободной торговли между Украиной и ЕС на политическом уровне не будет. Об этом заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин в Брюсселе.
В то же время, по его словам, возможность продолжения консультаций на техническом уровне является предметом дальнейшего обсуждения, передает УНИАН.
“Перед нашей встречей я сказал, что не очень оптимистично отношусь к сегодняшним переговорам, учитывая решения, идущие из Москвы. Сейчас мы не видим дальнейшего пространства для консультаций на министерском уровне. Будут продолжены отдельные шаги на экспертном уровне – это предмет дальнейших договоренностей, но сейчас самый четкий фокус – на 1 января, на том, как мы начнем имплементировать зону свободной торговли”, – сказал министр.
По словам Климкина, “российская позиция сегодня не отличалась конструктивностью по ключевым направлениям”.
“Я просто приведу пару примеров. Относительно технических стандартов торговли, опять же, есть требование на 10 лет отложить, без каких-либо соображений, введение стандартов в так называемых российской стороной чувствительных сферах. В других, так называемых нечувствительных, она говорит о переходном периоде на пять лет. Даже на простой вопрос: “если эта сфера нечувствительная, почему вообще нужен переходный период, и почему он пять лет, а не один год», никакого ответа, более-менее разумного, мы не получили”, – детализировал он.
Касаясь вопроса санитарных и фитосанитарных стандартов, министр отметил, что Россия по-прежнему настаивает на полной инспекции “всей нашей системы и говорит, что российская система функционирует почти идеально”. “При этом мы имеем сегодня целую кучу политически мотивированных запретов экспорта украинской сельскохозяйственной продукции в Россию. Не говоря уже о таможенном администрировании, где Россия хочет получать всю, я действительно не шучу, всю информацию о торговле между ЕС и Украиной”, – сообщил Климкин.
По его мнению, если это происходит в цивилизованной среде, это происходит тогда, когда у вас есть подозрение”. “Но получать всю информацию, во-первых, непонятно, для чего она нужна, а во-вторых, и у наших европейских коллег, и у нас возникает подозрение, что эта информация пойдет прямой дорогой не в российскую таможенную службу, а, условно, в ФСБ и другие органы. Это – наиболее простые примеры”, – отметил глава украинского МИД.
Также, по словам Климкина, российская сторона потребовала “юридически обязывающие вещи, которые отрезают нас и ЕС от любой эффективной имплементации зоны свободной торговли”. “Иногда это доходит до смешного, поскольку российская сторона требует от ЕК и Украины то, чего она не требует от других стран”, – добавил он.
При этом Климкин подчеркнул, что “на каждом этапе сегодняшних консультаций у нас была общая с Европейской комиссией позиция”. “При чем общая по каждому вопросу. Это свидетельствует о реальной политической ассоциации, которая уже практически работает, об общей позиции и о том, что с 1 января мы начнем полномасштабную имплементацию зоны свободной торговли”, – уверил он.
В этой связи министр сообщил, что уже есть “много дополнительных идей, которые будут реализовываться и в плане помощи Европейской комиссией, и в плане того, как отдельные страны-члены ЕС будут к этому привлечены”.
Как сообщалось, Украина, Евросоюз и Россия сегодня, 21 декабря, проводили трехстороннюю встречу в Брюсселе для достижения договоренности о неприменении торговых ограничений со стороны РФ в отношении нашей страны в связи с имплементацией зоны свободной торговли с ЕС. Встреча, по данным Климкина, завершилась безрезультатно.