Кризисная ситуация в подростковом специализированном санатории «Юность» была темой не одного нашего расследования. На протяжении трех лет мы описывали и показывали плачевное состояние детской здравницы, значительная часть которой была с помощью судебных схем приватизирована структурами, которые связывали с тогдашним народным депутатом от Партии регионов Дмитрием Сандлером. После наших публикаций и программ прокуратура Крыма оспаривала в судах и опротестовывала решения поссовета Симеиза об изъятии в пользу частной структуры половины земельного участка санатория и закрытие доступа к его пляжу. И все суды были выиграны, но ни одно решение до сих пор почему-то не исполняется. В то же время, на капитальный ремонт оставшихся корпусов «Юности», как и других противотуберкулезных санаториев Южнобережья, не выделялось ни копейки, их финансирование Минздрав Украины обеспечивало только на половину от потребности, остальное, как мы уже не раз говорили, здравницы должны были зарабатывать сами.
По данным Минздрава Украины, корпус №6 санатория «Юность» был признан аварийным еще в 2006 году, и постановление главврача СЭС Алупки о запрете эксплуатации корпуса до сих пор в силе. Но корпус, вопреки всем нормам, продолжали эксплуатировать – и, якобы, без ведома министерства. На этот раз в аварийном корпусе поселили 20 детей. 6 июня наша съемочная группа приехала в санаторий, но на его территорию журналистов долго не пускали. И пока в пресс-службе Минздрава объясняли, что это связано с долгими согласованиями вопросов-ответов, мы с другой стороны забора наблюдали, как неделю спустя после трагедии рабицей огораживают часть аварийного корпуса. Дети, которые приехали сюда до трагедии, говорят, что теперь порядки в санатории стали строже: «Теперь нам можно ходить только с воспитателем. Раньше можно было самим ходить, но тепер нет – ни в магазин, ни в город, ни на тренажеры».
На момент трагедии санаторий был переполнен. При утвержденном коечном фонде на 120 мест здесь было около 160 детей, и на момент нашего приезда ситуация оставалась такой же. Временно исполняющая обязанности главврача санатория Галина Карташова говорит, что такой перебор санкционирован Государственной санитарно-эпидемиологической службой, в палатах ставят дополнительные кровати. И тут же добавляет – из-за нехватки мест детей селят в других санаториях. « Заезд большой, на сегодняшнее утро у нас 161 человек. У нас есть разрешение, мы расположили детей по свободным местам, плюс три здравницы», – говорит Г. Карташова.
Когда-то в санатории «Юность» было около 200 мест коечного фонда. В 2003 году, по сути, начался процесс отчуждения половины санатория вместе со спальным третьим корпусом и климатопавльоном, которые сдали в аренду, и мест стало уже 160. В 2007 году в связи с признанием аварийным шестого корпуса коечный фонд сократили до 120.
Как пояснили нам руковдители ряда крымских противотуберкулезных здравниц, путевки в санатории Минздравом Украины распределяются следующим образом: в конце каждого года, в декабре, здравницы подают в министерство данные о плановом количестве коек. Министерство распределяет их по тубдиспансерам, и те, на основании решений комиссий, выдают бюджетные путевки детям, нуждающимся в санаторном лечении. То есть, перенаселения санатория при соблюдении этой процедуры быть не может.
Рома Дьячук, приехавший в «Юность» из Ровенской области, отвечая на вопрос о качестве питания, вспомнил, что его родители заплатили за три недели в санатории 900 гривен. В интервью журналистам мама погибшей Дианы Сидельник рассказывала, что путевку они купили за 1250 гривен, при этом девочка никогда не состояла на учете в тубдиспансере.
«Нам дали телефон Ирины Юрьевны Радыш, что у нее есть путевки, что можно поехать и оздоровиться. Мы связывались только с ней, ехали через нее. Она сказала, что путевку выдал тубдиспансер. Мы за нее заплатили 1250 гривен», – говорит Галина Сидельник.
Ирина Юрьевна Радыш – лишь один человек из целой сети торговли путевками в детские противотуберкулезные санатории. Как мы и говорили, количество путевок на каждую область определяет Минздрав Украины. И по распределению, утвержденному в январе этого года, на Львовскую область были выделены всего три путевки в «Юность», Но в том роковом заезде детей из Львовщины было 20 человек.
Более того, продажа таких «дополнительных» путевок началась далеко не в нынешнем году. Ирина Радыш предоставила львовскому изданию ZAXID.NET документы, среди которых – список детей, ездивших в «Юность» в 2012 году.
Как мы видим из титула документа, распределением путевок по Львовской области занимается Ровенский областной профсоюз «Украина». А в рекламном объявлении от того же, 2011 года, приводится прейскурант – тогда путевка в симеизские противотуберкулезные санатории «Юность» и «Пионер» стоила 850 гривен.
После того, как путевки были куплены, оставалась небольшая формальность – поставить здоровых детей на учет в тубдиспансер и выдать направление. И всех, безусловно, ставили – вот направление, выписанное в тубдиспансере погибшей Диане Сидельник.
Торговля путевками в «Юность» – не единственный вид, скажем так , «побочного заработка» на территории санатория. Вот , например, деревянные срубы на территории детского санатория, в которых дети не живут, их сдают отдыхающим. На следующий день после нашого приезда в «Юность» в госгорпромнадзоре сообщили, что домики опечатаны и отрезаны от электричества, а с их принадлежностью, и кому шла от них прибыль, еще предстоит разобраться.
То есть, мы видим, что санаторий пользуется достаточно большой популярностью, и есть спрос как на «левые» путевки, так и на «левые домики». Но, какой бы успешной не была коммерческая деятельность на территории санатория, его корпуса приходят в упадок. Финансирование из госбюджета, как и в остальных противотуберкулезных здравницах, составляет менее половины от потребности, поэтому на капремонт средств нет. Переход в частные руки важных объектов здравницы – спального корпуса-памятника дача Свиягина и климатопавильона на самом берегу моря – никак не отразился на состоянии оставшихся корпусов.
Бывшая глава профсоюза работников санатория «Юность» Светлана Еленчина вспоминает, какие люди начали дерибан санатория, и кто интересовался его имуществом. «Куницын убрал у нас главврача, поставил Кудрявцеву Ольгу Владимировну, которая торговала у нас на рынке носками и мохером, она не была хорошим специалистом, даже историю болезни у других списывала… Затем Медведчук приехал, на машинах привезли людей сюда, он показывал третий корпус, мол, вот такая красота пропадает».
Примечательно, что имущество санатория было сдано в аренду с целью – получить деньги на ремонт спальных корпусов.
В итоге недвижимость санатория была отчуждена, а капитального ремонта ремонта так и не было. Схема отчуждения климатопавильона, третього спального корпуса, другой недвижимости санатория и попытка увода почти двух гектаров его прибрежной земли была описана в нашем расследовании три года назад, и сегодня мы ее коротко повторим:
В 2003 году руководством санатория заключен договор аренды климатопавильона и иного имущества санатория с фирмой «Димекс». Через три года Хозяйственный суд Крыма обязал Фонд госимущества Крыма включить указанные здания и сооружения в перечень объектов, подлежащих приватизации, причем, путем выкупа. Вскоре приватизированное имущество фирма «Димекс» продала фирме «Коралл Лимитед». В 2009 году Главврач санатория написал письмо с добровольным отказом от земли под приватизированными объектами. Замминистра здравоохранения Украины Валерий Бедный этот отказ согласовал. На основании этих писем Симеизский поссовет в 2010 году прекратил право пользования «Юности» участком в 1,8 гектара. Этим же решением фирме «Коралл Лимитед» было дано разрешение на оформление землеутроительной документации на отчужденную землю.
Явно противозаконные действия ряда должностных лиц поначалу вызвали должную реакцию правоохранительных органов. В октябре 2003 года, то есть, в самом начале этой цепочки, Генеральной прокуратурой Украины было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц санатория «Юность», которых подозревали в злоупотреблении властью. Надо ли говорить, что громкими посадками дело тогда не завершилось?
В 2012 году Высший административный суд Украины отменил противозаконное решение Симеизского поссовета, но решение не выполняется, и пляж «Коралл» до сих пор недоступен для детей «Юности». Слева доступ на него закрывает скала Панеа, справа – обвалы скальной породы, усиленные забором, для надежности утыканный битым бутылочным стеклом. Надо полагать, чтобы дети наверняка не пришли на свой пляж?
Сегодня в санатории не могут сказать, по какой причине уже год не выполняется решение ВАСУ. После трагедии временно назначено новое руководство, а прежнее – снова под следствием.
Впрочем, версия, почему решение суда не выполнено до сих пор, у нас есть. В июле 2012 года в крымской прокуратуре сообщили, что пока через суды отменялось одно решение, поссовет принял аналогичное. Повторное решение усилиями прокуратуры было отменено. Но где гарантия того, что поссовет не принял третье? Следить за принимаемыми решениями поссовета достаточно сложно – решения публикуются выборочно, на сайте поссовета мы не смогли найти ни одного из решений касательно земли «Юности».
Так кто же стоит за приватизацией санатория, и кто является фактическим владельцем пользователем отчужденной земли?
Нам пришлось изрядно потратиться на кипрские реестры, чтобы приблизиться к собственникам фирмы, на которой была завязана приватизация санатория: учредители ООО “Коралл лимитед” надежно спрятаны в длинных цепочках офшорных фирм на Кипре и Британских Виргинских островов. Между тем их опосредованные связи с бизнесом бывшего народного депутата от Партии регионов Дмитрия Сандлера и его ближайших родственников очевидна. Компания из этой структуры – “Мортсел холдингс Лимитед” – является также учредителем ООО “Генерация Лимитед”, возглавляемого Владимиром Сандлером. По одному адресу с “Коралл Лимитед” в Киеве зарегистрированы также ООО “Твеелинген Украина”, которым руководит Ирина Сандлер, и ООО “Студия Санд”, учрежденное Юлией Сандлер — супругой экс-нардепа.
В прошлом году на входе на территорию, огороженную “Коралл Лимитед”, появилась табличка, символизирующая смену собственника: “База отдыха Сельскохозяйственного общества с ограниченной ответственностью “Дружба-Нова”. В соучредителях этой фирмы – уже упоминавшееся ООО «Твеелинген Украина», и этот аграрный бизнес, связанный с тем же Дмитрием Сандлером, сейчас поглощается структурой «Кернел», основателем которой является олигарх Андрей Веревский.
Кто бы ни был конечным выгодополучателем имущества санатория, важно понимать, что оно было отчуждено незаконно, и каждый этап схемы теневой приватизации задокументирован не только журналистами, но и правоохранительными органами, отражен в решениях судов. И если закон в этой стране все еще работает, имущество должно вернуться санаторию. Продажа бесплатных путевок, которая привела к переполнению санатория, тоже должна получить оценку соответствующих органов, как и то, почему полученные доходы не шли на нужды сантория, и кто, собственно, эти доходы получал. Решение о заселении детей в аварийный корпус, безусловно, имеет своих авторов, и этим людям уже избрана мера пресечения. Но, к сожалению, речь сегодня идент только об исполнителях, а создатели системы торговли путевками в детские здравницы по-прежнему остаются в тени Министерства здравоохраниения Украины.
Факты, приведенные в данном метериале, конечно же, еще не дают полной картины обстоятельств, приведших к трагедии с гибелью Дианы Сидельник, и оценки опасности состояния детских санаториев в целом. Без ответа еще остаются многие наши вопросы, заданные крымским и украинским чиновникам, сформулированные в информзапросах Центра журналистских расследований. К моменту выхода программы в эфир мы получили письмо от начальника главка Госсанэпидслужбы в АРК, главного санврача Крыма Натальи Пеньковской. Кроме уже известной информации о том, что корпус №6 санатория Юность еще в 2006 году постановлением санврача Алупки был признан несоответствующим санитарным нормам и опасным для нахождения в нем детей, в письме также сообщается, что санаторий находился под надзором Алупкинской городской СЭС. Однако в соответствии с приказом Минздрава Украины от 21 сентября 2012 года, эта СЭС, как и все остальные в стране была ликвидирована, люди уволены, документы сданы в архив.
То есть, Алупкинская СЭС была ликвидирована в 2012 году, Крымской республиканской СЭС проверки «Юности» не проводились, из чего можно сделать вывод, что в этом году СЭС санаторий «Юность» не проверяли вообще. Хотя, по информации руководителей здравниц, такие проверки ранее проводились ежегодно, а еще раньше – и по два раза в год. Но теперь, получается, благодаря так называемой реформе у нас на местах просто некому надзирать за соблюдением санитарных норм, и не только в здравницах.