14 сентября в Крыму готовили новое политическое блюдо – новая легитимная власть: выбирали депутатов Госсовета полуострова, Законодательного собрания Севастополя и муниципальных органов власти по законодательству РФ. Новых. На деле же получилась все та же старая «политэлита» под кисло-российском соусом.
Ингредиенты для блюда были подготовлены. Уже полгода на территории Крыма под лозунгами «КрымНаш» мариновали электорат для выбора «новой» правящей верхушки. Однако эти выборы так и остались полуфабрикатом — изделием, которое подверглось первичной обработке, но еще не пригодным для потребления.
И доказательством тому служат цифры по явке избирателей. Их несмело озвучили даже российские СМИ – на момент закрытия избирательных участков, т.е. 20.00 по местному времени, участие в выборах приняли всего 45,6% крымчан. Но помня, как считались участники «крымского референдума», можно смело делить и эту цифру надвое.
День первый
По статистике, самые активные избиратели начинают свое воскресенье с проставления галочек в бюллетенях. По первым данным Избиркомов, на 10.00 утра наиболее активных в Крыму оказалось 14% или 219 тысяч от общего числа избирателей.
В Севастополе на этот момент на участки пришло вдвое меньше – 7,3% от числа зарегистрированных избирателей. Т.е 24 тыс. 850 человек из 340 тысяч .
В полдень показатели политактивности население стали расти, и составляли чуть более 20%.
Уже тогда глава избирательной комиссии Крыма Михаил Малышев отметил, что в сравнении с референдумом в марте 2014 года явка избирателей несколько ниже. Однако он выразил уверенность, что к вечеру она увеличится и даже прогнозировал более 60%.
«Естественно, явка несколько ниже, нежели это было в марте 2014 года. Но это абсолютно понятно и естественно. Я думаю, что все равно к 20.00 явка в значительной степени увеличится и выйдет за 60%, а то и более», — заявил Михаил Малышев.
А вот крымский спикер Владимир Константинов не сомневался в своих избирателях, либо работе комиссий по подсчету голосов и уверенно заявлял, что проголосует не менее 80% крымчан.
«Явка будет очень высокой, потому что народ очень политизирован в Крыму, очень активен, все ждут перемен. Явка будет за 80%, я в этом уверен, потому что такого политического кино в Крыму я в своей жизни не видел никогда», – говорил спикер.
Но цифры были упрямы. По данным избиркома в 15.00 в Крыму проголосовало 35% зарегистрированных избирателей, а к закрытию участков процент поднялся лишь до 45. В Севастополе эта цифра составляет чуть более 41% и как отметил председатель городской избирательной комиссии Валерий Медведев, в целом на выборах в Севастополе явка ниже, чем «при Украине».
Повысили показатели явки и крымчане, не пожалевшие времени и не сдержавшие патриотических порывов. Они явились на избирательные участки только за тем, чтобы выразить протест против «российских» выборов и политики РФ. Избиратели оставляли на бюллетенях послания Путину, рисовали тризуб, писали «Слава Украине!» и требовали «вернуть Крым на место».
«Предварительные результаты показывают — выборы в Крыму проходят на славу)))», — прокомментировал крымский журналист Шевкет Наматуллаев, разместивший фото бюллетеней в своем Фейсбук.
За порчу бюллетеней пострадали двое крымчан. Житель Ялты получил 7 суток ареста. По данным прокуратуры Крыма, он в нетрезвом виде на избирательном участке умышленно испортил ведомость выдачи избирательных бюллетеней, сопровождая эти действия нецензурной бранью. И в Феодосии суд арестовал на 10 суток 33-летнего местного жителя, который, вопреки действиям сотрудника полиции, пытался вынести бюллетень из помещения, где находился избирательный участок.
Кроме этих двух случаев, серьезных нарушений на избирательных участках правоохранителями зафиксировано не было. По данным Комитета избирателей Крыма, не все участки открылись вовремя, поскольку затянулась процедура оформления бюллетеней досрочного голосования, также были случаи, когда в бюллетени вносились ложные сведения о кандидате.
Помимо завышенных ожиданий от явки избирателей, крымские власти заявляли об активном участии в выборах крымских татар. Председатель избирательной комиссии Крыма Михаил Малышев заявлял, что в районах компактного проживания крымских татар поступило «довольно много заявлений» по досрочному голосованию.
«Объяснение такое: некоторые не хотят, чтобы их видели на избирательных участках. Они приходят и уже сейчас пользуются своим правом», – уверял Малышев.
Однако председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров опроверг слова Малышева и назвал распространение этой информации «предвыборной технологией оккупационной администрации Крыма». Кроме того, Меджлис призывал всех жителей Крыма бойкотировать выборы 14 сентября, назвав их имитацией избирательного процесса.
Как оказалось, не только в районах компактного проживания крымских татар у людей нашлись занятия куда поинтересней, чем участие в нелегитимных выборах на оккупированной территории.
Стоит напомнить, что Украина, равно как и все мировое сообщество, не признавшее крымский референдум, считает выборы в Крыму незаконными и не признает их результатов.
Генеральная прокуратура Украины заявила, что проведение выборов 14 сентября в Крыму — на временно оккупированной территории Украины, является попыткой захвата власти. А организаторам этого процесса грозит до 10 лет лишения свободы.
День второй
В «российском» Крыму продолжают подсчитывать голоса и ни для кого не будет сюрпризом, если во время оглашения результатов показатель проголосовавших вдруг увеличится до заявленных Константиновым 80%.
Хотя уже и председатель Избиркома понял, что погорячился с прогнозами и отметил, что явка избирателей ниже ожидаемой, причиной тому назвал хорошую погоду.
Пока Избирком информирует, что свою политическую волю выразили 53% крымчан, Комитет избирателей Крыма продолжает анализировать нарушения. Они оказали массовыми, а выборы непрозрачными.
По словам главы Комитета Андрей Крисько, множество нарушений было зафиксировано наблюдателями на всех этапах голосования и подсчета результатов.
«Выборы были непрозрачными. Это проявилось в попытках не допустить наблюдателей на участки, ограничить их право на фото и видеосъемку, не было допуска к протоколам с итогами голосования, скрывалась явка избирателей. Это все было в массовом порядке, поэтому выборы однозначно прошли непрозрачно», — сообщил А.Крисько.
Разнообразие нарушений не меняется. В Крыму, как и обычно на выборах, применялись технологии голосования за других лиц, выдача нескольких бюллетеней одному и тому же избирателю, карусели, вбросы «готовых» бюллетеней. Кроме того, были зафиксированы факты аномальной явки избирателей в период с 18.00 до 20.00 вечера.
«Нарушалась процедура последовательности действий членов комиссий – сначала открывалась урна, и только потом гасились неиспользованные бюллетени, что тоже является серьезным нарушением. На некоторых участках комиссии делали большой перерыв прежде, чем начинать подсчет — от 30 до 60 минут. За это время можно было сделать много разных действий, способных повлиять на результаты голосования – это тоже прямое нарушение», — отмечает глава Комитета избирателей.
Среди «новинок» «выборов по-российски» в Комитете отмечают процедуру досрочного голосования, где можно сфальсифицировать результаты или повлиять на них. А также некомпетентность членов комиссий.
«Это особенно проявлялось в регионах, в Симферополе в этом плане все было намного лучше. Очень большое количество нарушений, связанных с незнанием членами комиссий требований законодательства РФ и процедуры проведения подсчета голосов», — сообщил А.Крисько.
По его словам, подсчитать реальную явку избирателей практически невозможно, но точно можно говорить, что фактический процент ниже официально объявленного Избиркомом Крыма.
«При наличии таких разнообразных методов фальсификации определить фактическую явку невозможно. Это нужно вручную считать каждого избирателя. К сожалению, таких данных нет. Определить сколько было вброшено бюллетеней, сколько людей проголосовало, сколько было «мертвых душ» на этапе досрочного голосования, сколько из них проголосовало по несколько раз – это невозможно, — говорит глава Комитета избирателей Крыма. – На нескольких участках в период с 18 до 20 наблюдатели зафиксировали, что якобы выросла явка избирателей, которую тщательно скрывали члены комиссий. Но это по документам, а по факту там никого не было. К вечеру избиратели приходят небольшими группами и можно на глаз понять 30 человек за час прошли или 130″.
В избирательном процессе в Крыму существенно ничего не изменилось, и вчерашние выборы так и остались политическим полуфабрикатом. Ну, разве что 15 сентября для крымских школьников стал выходным днем. Но не в подарок, а в счет будущих каникул.