По итогам 11 месяцев года реальные доходы населения России зафиксированы c отрицательным показателем, а прогнозы сулят дальнейшее падение уровня жизни из-за экономического кризиса. Таковы данные Росстата.
Реальные располагаемые денежные доходы населения в ноябре упали на 4,7% к ноябрю 2013 года, за январь — ноябрь — на 0,3%. Спад реальных доходов (с учетом инфляции) фиксировался и по итогам полугодия — на 0,2%. Такого итога не было даже в кризис 2009 года, тогда реальные доходы населения выросли на 2,1%, пишут “Ведомости”.
Инфляция в ноябре составила 9,1% (за январь — ноябрь — 7,5%), ее темпы ускорились в сравнении с октябрем в 1,6 раза, в декабре ускорение усилилось. К 15 декабря инфляция составила 9,7%, за неделю набрав 0,4%, — последний раз такой темп был в июле 2013 года, когда разово индексировались тарифы.
Среднесуточный рост цен за две недели декабря более чем втрое превысил темпы декабря 2013 года. Инфляционный шок спровоцирован девальвационным: за ноябрь доллар подорожал с 42 до 50 рублей, 17 декабря к 19.00 стоил 64,95 рублей, два дня курсовые скачки за считанные часы достигали почти 40%.
Помимо инфляции, причиной обесценивания реальных доходов стала валютизация, говорит Игорь Поляков из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. По оценкам ЦБ, за два девальвационных пика — в марте и в конце октября — ноябре — население купило $20 млрд.
Кроме этого, пишет газета, как и в марте, люди спасали сбережения и закупками впрок: рост непродовольственной розницы в ноябре составил 4,8%, максимум с марта. Продажи автомобилей выросли на 8,5% к октябрю, а в годовом сравнении впервые за год их спад остановился: автодилеры распродали все запасы. Оборот же продовольственного ритейла упал на максимальные в этом году 1,7%.
Падение реальных доходов — это тенденция, которая будет только усиливаться, считает главный экономист Финансовой группы БКС Владимир Тихомиров. Причины — разгон инфляции, завершение цикла повышения зарплат в госсекторе, снижение темпов индексации зарплат бюджетникам и рецессия экономики, лишающая зарплаты перспектив роста.
В 2009 года были резервы и правительство «откупилось» от кризиса, поддержав и рубль, и население, цитирует эксперта газета, «это просто феномен — когда экономика упала почти на 8%, а доходы выросли на 2%, ни один экономист в такое бы не поверил». Но сейчас ситуация иная: и денег нет, и обещаний тоже. В бюджете-2015 предусмотрена приостановка выполнения президентских социальных указов, темпы индексации зарплат бюджетников — 4,5-5%.
Рост реальных зарплат в ноябре остался выше нуля, но, вероятно, станет отрицательным в ближайшие месяцы, поскольку инфляция подбирается к двузначной цифре, отметил Эльдар Вахитов из британского банка Barclays. С учетом резкого повышения ЦБ ключевой ставки до 17% дальнейшие перспективы внутреннего спроса становятся все более мрачными, замечает Вахитов. Как только стабилизируется рубль, в минус уйдет розница — разворот может произойти в январе, ожидает он.
Потребление теряет свои позиции драйвера экономики, ритейл постепенно погружается в стагнационный дрейф с последующим возможным переходом в фазу рецессии, говорится в ноябрьском обзоре российской Высшей школы экономики.
Если среднегодовая цена нефти не вернется на уровни выше $70/баррель, экономика России может попасть в замкнутый круг, предупредил Всемирный банк: из-за рецессии доходы населения и его потребление будут падать, а спад потребления — вести к рецессии.
Дестабилизация валютного рынка, спад цен на нефть по итогам ноября отразились и на других макропоказателях: промышленность сократилась впервые с начала года, капитальные инвестиции рухнули почти на 5% (минус 2,8% за 11 месяцев), сообщают «Ведомости».