Совет министров» Крыма продал Российский национальный коммерческий банк, контроль над которым «взял» весной прошлого года. Точнее, «подобрал» – в связи с проблемами у банка «Россия», который не рискнул зайти на оккупированный полуостров из-за угрозы западных санкций. С другой стороны, это был единственный вариант для демонстрации выстраивания «банковской системы» непризнанной «Республики Крым».
Менеджмент нового владельца объяснил свои действия по покупке финансового учреждения, работающего в «серой зоне», в свойственной в последнее время российской риторике.
Покупателем РНКБ в условиях секторальных санкций стало ООО «Комплексные энергетические решения», которое является головным предприятием холдинга ОАО «Управляющая компания «Комплексные энергетические решения». Как сообщают официальные источники, «КЭР» приобрело 100% акций ЗАО «РНКБ-Холдинг», которому принадлежало 99,99997% акций банка. Сумма сделки, получившей одобрение Центробанка России, не разглашается. О «весе» покупателя можем судить по доступным данным 2013 года: выручка ООО «КЭР» за 2013 год составляет 8,9 миллиардов рублей, а прибыль – 704 миллиона, то есть, примерно около $20 миллионов по курсу ЦБ РФ.
По распространяемым данным, группа компаний «КЭР» была сформирована в 2006 году в Санкт-Петербурге и объединяет совместное российско-французское предприятие и пять российских, занимающихся электроэнергетикой, теплоснабжением и дорожной инфраструктурой.
Как уже анализировал Центр, в Крыму у банков не первого разряда, пришедших на волне эйфории на оккупированную территорию, наблюдался массовый синдром ожидания «финансовой манны». По-видимому, чтобы изобразить эффект присутствия и конкуренции, на сайте главного регулятора РФ данные о результатах работающих на полуострове банках противоречивы. Таковыми они были в конце года и конкретно – в отношение РНКБ. Этот банк как кредитное учреждение в региональном разделе сайта Центробанка России не значится.
Понятно, что после эффекта от введения секторальных санкций, их продления и понижения финансового рейтинга России до «мусорного» уровня ВВ+, вряд ли какой-то адекватный и солидный инвестор будет заводить на оккупированную территорию деньги «вбелую». Гарантии вернуть инвестиции – на нуле, потребительский и платежный уровень населения аннексированного региона динамично падает. При такой же тенденции оттока капиталов из РФ. Кроме того, в Крыму господствует правовой беспредел в отношении частной собственности, которая может приглянуться местным «смотрящим», и над любым бизнесом дамокловым мечем может зависнуть угроза «национализации по-крымски», на которую закроет глаза федеральное начальство.
Нельзя не заметить и «успехи» РНКБ в последнее время – он теряет отделения, уступая их другим финучреждениям. Это, в том числе, может свидетельствовать о степени эффективности работы государственной «конторы», управляющей бизнесом на «новых» территориях.
ООО «Комплексные энергетические решения» – мультиотраслевая компания с инжиниринговым уклоном. Подобные характеризуются на рынке как умельцы «вздутия» стоимости проектов. Президент группы компаний «КЭР» Игорь Лукашенко успел побывать военнослужащим, чиновником и банкиром. Будучи с 2009 года и по настоящее время председателем Совета директоров компании ООО «КЭР» и президентом Группы компаний «КЭР», он сумел удостоится и государственных наград.
Как свидетельствуют специализированные СМИ, запуск указанной компанией мини-ТЭЦ «Океанариум» на острове Русский близ Владивостока в 2013 году позволил создать энергетическую инфраструктуру островной территории РФ.
Среди направлений работы Группы компаний – электроэнергетика, теплоэнергетика, изыскательские работы, а также разработка проектов и рабочей документации в этих отраслях и дорожное строительство. Все это свидетельствует о том, что данное ОАО вполне может выступить субподрядчиком у очередного назначенного подрядчиком строительства Керченского моста. После отказа Тимченко, озаботившегося имиджевыми рисками и отсутствием ТЭО проекта, как известно, выбор Кремля опустился на Роттенберга. Хотя не исключено, что актуализация темы – не более чем пиар–ход для демонстрации потенций подкошенной санкциями экономики путинской России.
Видимо, теперь расчет направлен на то, что, заведя в Крым этот «компанийный коктейль», получится решить сразу массу проблем. Особенно энергетическую и снабженческую. Подтверждением этому служат почти годовые «качели» поиска основного претендента на строительство перехода. В основе сомнений и отказов от которого – ограниченное бюджетное финансирование и высокие техногенные риски.
В этой схеме недоставало важного звена – нужна была финансовая составляющая, которая позволит минимизировать риски оборота капитала в оккупационно-санкционных условиях. Она, возможно, и создаст почву для прихода хотя бы «серого» капитала, с сокрытием его реальных источников и бенефициаров. А уже наработанные связи с иностранными поставщиками позволят в дальнейшем их без труда укрывать в конгломерате с приобретенной банковской структурой «оффшорной зоны».
Тем более, когда это будет выгодно крымским чиновникам – «корейкам». Ведь при любом раскладе им необходимо прятать приобретенные капиталы – как за рубежом, так и в России.
При этом ущербность финансовой «системы» Крыма, отсутствие прозрачных инвестиций, по-разному мотивированное нежелание предприятий перерегистрироваться по законодательству РФ и паралич логистики грозят обернуться общественным недовольством в канун годовщины «Крымнаша». Отмечать которую намерены на федеральном уровне.